Версия сайта для слабовидящих

Новые направления в школьной географии обсудили учителя на августовском совещании

Опубликовано Н. М. Овсянникова в Втр, 30.08.2016
dsc02393_geo-10.jpg
dsc02390_geo-9.jpg
dsc02373_geo-8.jpg
dsc02368_geog-7.jpg
dsc02366_geog-6.jpg
dsc02363_geo-5.jpg
dsc02349_geo-4.jpg
dsc02341_geo-2.jpg
dsc02334_geo-1.jpg

Вопросы качества географического образования, связанные с развитием национальной науки, культуры и экономики, неоднократно рассматривались на мероприятиях различного уровня. На XV съезде Русского географического общества В. В. Путин, председатель попечительского совета, президент России, высоко оценивая роль географии в развитии не только кругозора школьников, но и российского общества в целом, отметил, что география может, и должна, стать одним из самых увлекательных школьных предметов.

На совещании учителей географии города Краснодара, которое состоялось 25 августа 2016 года в СОШ № 35 (директор Ирина Владимировна Захарова), обсуждались такие важные и актуальные вопросы, как проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации, профессионализм учителя и качество образования, направления сотрудничества с Краснодарским региональным отделением РГО.

На совещании присутствовали учителя географии всех общеобразовательных организаций города. На протяжении многих лет Краснодарский научно-методический центр сотрудничает с Кубанским государственным университетом. Поэтому на совещание были приглашены преподаватели высшей школы: Вера Владимировна Миненкова, кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической, социальной и политической географии Кубанского географического университета, и Любовь Алексеевна Морева, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии, член Совета и руководитель комиссии экономической, социальной и политической географии Краснодарского регионального отделения РГО.

Вера Владимировна Миненкова представила участникам совещания Словарь географических названий Краснодарского края (том 1, Природа). Это учебное пособие, созданное авторским коллективом Кубанского государственного университета, содержит основные названия природных объектов и явлений Краснодарского края.

Алексей Александрович Оробец — начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, член Совета, руководитель комиссии географического и экологического образования Краснодарского регионального отделения РГО, в обсуждении проекта Концепции подчеркнул значение развития географического образования для формирования национальной идентичности.

Алексей Александрович обратил внимание участников совещания на проблемы изучения и преподавания географии, основные направления реализации Концепции, а также целевые показатели и ожидаемые результаты.

Были затронуты проблемы мотивационного характера: низкий престиж географии как таковой в школе и обществе в целом, непонимание значимости географического образования для повседневной жизни, недостаточно дидактически обоснованный отбор содержания в школьной географии, не реализована важнейшая интеграционная, межпредметная функция этого предмета.

А. А. Оробец познакомил учителей географии с методикой ведущего учёного-методиста И. В. Душиной, которая предлагает такие направления повышения мотивации в учебной дисциплине, как эмоциональное слово учителя, целевые установки к уроку, работу с источниками информации, практическую деятельность на уроке, применение активных методов обучения, нестандартные способы контроля.

Вера Владимировна Миненкова, заведующий кафедрой экономической, социальной и политической географии Кубанского географического университета, в своём выступлении «Роль Концепции развития географического образования в РФ в высшем образовании» поддержала необходимость разработки новой стратегии развития географического образования. Так как мир меняется, вырастают новые поколения детей, под влиянием объективных внешних факторов формируются новые психотипы личности, у которых восприятие информации (не только географического характера) сильно отличается от восприятия людей среднего и старшего возраста. Это требует формирования, развития и применения новой учебно-методической базы.

Вера Владимировна напомнила присутствующим о результатах географического диктанта, прошедшегоноября 2015 года во всех регионах нашей страны, в том числе в Краснодарском крае. Примерно 72 тысячи человек, по данным РГО, приняли участие в диктанте. 100 баллов — высшая оценка, которую можно было получить за диктант. Общее число работ, заслуживших высшую оценку, не превышает 1 %, средняя оценка за диктант по России составляет 55 баллов, по школьным представлениям — это тройка. 48 % участников акции написали диктант ниже среднего уровня, то есть получили тройку с минусом или двойку. Диктант позволил оценить уровень географических знаний всех категорий граждан нашей страны и привлёк внимание к проблеме географической грамотности.

Концепция развития географического образования также отмечает, что именно «школьное» образование является базисным для всей системы географического образования. В. В. Миненкова отметила, с какими трудностями сталкиваются ученики школ, принимающие участие в олимпиадах по географии, а также выпускники, которые выбирают ЕГЭ по географии. А результат печальный: с поступившими в вуз преподаватели вынуждены работать над ликвидацией пробелов содержательного характера, а не на расширение знаний и освоение новых технологий географического образования.

Рассмотрев основные вопросы Концепции развития географического образования, участники совещания приступили к публичному обсуждению. Вот, некоторые высказывания.

—Что в проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации заинтересовало лично меня: речь идёт не только о географии, но и о «географической культуре». Этому посвящён первый раздел. То есть, не только учим....Кроме того, сопоставление проблем тех, кто изучает географию, с проблемами тех, кто преподаёт её. Люди редко признаются себе, что не до конца понимают какую-то тему, от этого очень просто отмахнуться, а нужно расширять собственную географическую культуру, посещать мероприятия... Учитель должен не только учить, но и мотивировать детей на изучение предмета; есть разные проблемы, в том числе кадровые. Но в Краснодаре вакансий учителей географии нет! Более 10 студентов уже изъявили желание пойти в учителя! Необходима популяризация географии, что тоже есть в нашем городе (конкурсы, семинары...). Так к чему должна привести реализация Концепции? Должна быть более предметная деятельность на уроке, а не теоретическая!—Лилия Павловна Казанцева, учитель географии гимназии № 18.

—Я, учитель с 32-летним педагогическим стажем, полностью поддерживаю проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации, потому что дальше молчать нельзя, нужно менять отношение к географии. Много тем из географии перешли в обществознание, кубановедение, появился предмет экономика. Предмет «География» в старшей школе потерял свою актуальность (у администрации школы, родителей) ещё и потому, что он не востребован при поступлении в вузы. Отношение к предмету начнёт меняться, если экзамен по географии станет вступительным для большего количества специальностей. Тогда разумно включить географию как обязательный учебный предмет в старшей школе в объёме двух часов. Считаю, что в 7 классе для развития познавательного интереса учащихся и глубокого (а не поверхностного, как сейчас) изучения материков, океанов, стран и народов, нужно три часа в неделю.

Согласна, что одной из актуальных задач является определение минимума необходимой для учащихся базовой географической номенклатуры, которая не пересматривалась с 80-х годов.

Не согласна, что нужно вводить в качестве обязательного ЕГЭ по географии. Средний балл ЕГЭ по географии будет выше, если сдавать его будут по выбору учащиеся, которым нужны знания для дальнейшего образования. Углублённо изучать географию такие ученики могут как на профильном уровне, так и в дополнительном образовании, которое будет развиваться, если Концепция будет принятаГалина Валериевна Стеликова, учитель географии гимназии № 69.

Все присутствующие дружно приветствовали Галину Валериевну Стеликову — победителя ПНПО — 2016!

— В лицее способные дети ориентируются на математические и технические предметы, потому что они более востребованы при поступлении в вузы. Экзамены по географии практически не сдаются! Необходимо высшей школе ввести вступительные экзамены по географии хотя бы на географическом факультете, и тогда выпускники будут мотивированы, и повернутся лицом к географииОльга Николаевна Луценко, учитель географии лицея № 64.

Качественная система географического образования и просвещения необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой политике и экономике. Поэтому необходимо больше внимания уделять патриотическому воспитанию — тогда детям будет интересно, они будут гордиться своей страной, которая не только огромная, но и очень красивая, и интереснаяАлександр Николаевич Павлов, учитель географии СОШ № 29.

Больше изучать народы России, территориальные контрасты нашей страны, расширять количество специальностей, на которые принимают по результатам ЕГЭ по географии, географам учиться работать по современным технологиям, в Концепции больше уделить внимания высшей школеЛюбовь Алексеевна Морева, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии КубГУ.

Не все учителя умеют пользоваться компьютером, нужно учить искать документацию с помощью Интернета, где ведутся многочисленные дискуссии, в том числе о структуре и содержании географического образования и программах отдельных курсовМарина Ивановна Третьякова, учитель географии школы ФК «Краснодар».

И так, проект Концепции находится на стадии общественного обсуждения. Все мнения и предложения краснодарских педагогов будут рассмотрены и отправлены в Москву.

Следующее, не менее важное направление представила Наталья Маратовна Овсянникова, ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, в своём выступлении «Основные направления развития профессионализма учителя». Профессионализм и качество образования зависит от самого учителя, от его креативности, критического мышления, коммуникативности, компетентности. А также зависит от грамотности учителя: житейской, математической, финансовой, культурологической, гражданской, знания ИКТ. К большому сожалению, высшая школа не готовит будущего учителя к школе (40-60 часов на современном этапе). Она не даёт самого главного — как преподнести знания ученику. Главный недостаток молодых учителей, пришедших в школу, — незнание психологии общения.

Профстандарт раскрывает важнейшую задачу сегодняшнего дня — непрерывное образование, что ведёт к повышению качества образования. Учителю нужно учиться всегда! Но существующие определённые трудности не дают современной школе перейти на новый стандарт. Поэтому Министерство образования и науки Российской Федерации предлагает перенести вступление в силу профстандарта педагога с 2017 года на 2018 или даже 2019 год.

Предполагаются новые направления в подготовке к переходу на новый стандарт: работа с высшей школой (брать опыт зарубежных стран), ввести национальную систему учительского роста — к нынешнему учителю (первая квалификационная категория, высшая квалификационная категория, соответствие занимаемой должности) добавить «старший учитель», «ведущий учитель».

Предлагается сформировать дифференцированную систему учительских должностей в зависимости от уровня сложности и ответственности выполняемых функций.

Будет изменена и аттестация учителей: она будет проходить на всей территории страны на основе единых КИМов, с помощью которых можно будет оценить компетенции: знание предмета; владение педтехнологиями, в том числе и современными ИКТ и коммуникативными (умение решать конфликтные ситуации с детьми, родителями). То есть, требования к процедуре аттестации будут едиными по всей стране.

Далее, Наталья Маратовна представила Методические рекомендации о преподавании географии в условиях введения ФГОС на 2016/17 учебный год, результаты итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ. Все эти материалы находятся на сайте МКУ КНМЦ, в виртуальном кабинете, раздел «География».

По итогам ЕГЭ 78 краснодарских школьников получили 100 баллов (в 2015 году — 54 стобалльника), в том числе 1 человек — по географии: Михаил Максименко, лицей ИСТЭк, учитель Сергей Львович Ульянко. Михаил Максименко стал бронзовым призёром на XIII Международной олимпиаде по географии в Пекине!

Н. М. Овсянникова поблагодарила учителей-экспертов по проверке ОГЭ по географии за их профессионализм. В этом году ОГЭ писали 1989 учащихся 9-х классов. К сожалению, качество знаний оказалось низким — 51 %. Учителя географии должны сделать определённые выводы по подготовке учеников к экзаменам.

О направлениях сотрудничества с Краснодарским региональным отделением РГО рассказали Алексей Александрович Оробец, член Совета, руководитель комиссии географического и экологического образования, и Любовь Алексеевна Морева, член Совета, руководитель комиссии экономической, социальной и политической географии Краснодарского регионального отделения РГО, председатель Координационного совета Краснодарского отделения Ассоциации российских географов-обществоведов.

Направления деятельности Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, в работе которых принимают участие, как педагоги, так и учащиеся города Краснодара, разнообразны. В течение года проводятся интерактивные лектории и семинары, научные шоу в детских лагерях, организуются встречи с преподавателями высшей школы, есть возможности публикации на сайте РГО, Ассоциации российских географов-обществоведов.

Членами организации постоянно ведётся просветительская, природоохранная, исследовательская работа с КРОРГО, председателем которого является Иван Геннадьевич Чайка.

Так, в этом году, с 20 по 26 июля, команда «Наш „А“ класс» гимназии № 18, (тренер — учитель географии Лилия Павловна Казанцева) победитель VI краевого открытого интеллектуального конкурса «Самое синее в мире...», организованного Краснодарским региональным отделением Русского географического общества, провела незабываемую неделю на научно-исследовательской базе центра морских технологий в посёлке Лермонтово. «Как же хорошо, что есть такой замечательный конкурс и Русское географическое общество!» — поблагодарили организаторов члены команды.

Завершая августовское совещание, Алексей Александрович Оробец поблагодарил участников мероприятия за неравнодушный подход к педагогической деятельности и пожелал творческих успехов в новом учебном году.

Наталья Маратовна Овсянникова,

ведущий специалист отдела развития образования

(861) 259-21-79

ВложениеРазмер
Концепция__a.a.orobec.pdf1.3 МБ
Концепция_v.v.minenkova.pdf5.51 МБ
Профессионализм педагога_ovsyannikova.pptx570.24 КБ
© 2015 KNMC.