Версия сайта для слабовидящих

Внутришкольный контроль как средство повышения качества образования

Опубликовано Н. М. Овсянникова в пт, 03.03.2017
img_4490-3.jpg
img_4487-2.jpg
img_4483-1.jpg

По данной теме 28 февраля 2017 года в лицее № 90 прошёл городской практический семинар для заместителей директора, отвечающих за организацию внутришкольного контроля (ВШК) в общеобразовательных организациях, на котором присутствовали 88 участников.

В связи с реализацией ФГОС ООО возникла необходимость пересмотра подходов к ВШК в общеобразовательных организациях. Проблема качества ВШК сопоставима по масштабности и разнообразию направлений её решения только с проблемой качества самого образовательного процесса. С одной стороны, скорость пересмотра и развития теоретических основ системы ВШК как «инструмента» управления существенно ниже скорости возникновения новых практических целей его реализации. С другой стороны, реализация стандартов пока не привела к повышению уровня образования по сравнению с советской школой.

По словам Ольги Логиновой, научного консультанта научно-образовательного центра ОАО Издательства «Просвещение», от 10 до 20 процентов учащихся осваивают программу фрагментарно, каждый второй на базовом и примерно 20-40 процентов на высоком уровне, из которых 5-7 процентов аттестуются как круглые отличники. Далеко не всегда учебная и внеурочная деятельность даёт желаемый результат. Возможно, поэтому возникла необходимость в проведении серии семинаров для заместителей директора по разработке новых подходов к формированию ВШК в школе. Некоторые пилотные общеобразовательные организации города уже осуществляют контроль по-новому, с учетом требований ФГОС, разрабатывают критериальные и оценочные таблицы по отслеживанию личностных, метапредметных, предметных результатов, по анализу урока, по созданию условий и т.д.

Во вступительном слове Н. М. Полякова, заместитель директора департамента образования, уточнила, что ВШК — самая важная часть системы управления общеобразовательной организацией. Для организации контроля необходимо проводить глубокое и всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в ОО и осуществлять координацию на основе этого всех взаимоотношений в коллективе. Основным источником информации для анализа должны стать точные результаты деятельности всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделять совершенствованию профессионального мастерства педагогов и повышению эффективности их работы через оказание методической помощи, курсовую переподготовку, участие в профессиональных конкурсах.

Н. П. Олофинская, заместитель директора КНМЦ, представила форму ВШК, предложенную Институтом развития образования Краснодарского края, в основе которой лежит три направления в соответствии с ФГОС: ВШК качества управления (условия), ВШК качества процесса, ВШК качества результатов. В таблице представлены критерии, показатели, формы и методы контроля, сроки, субъекты, итоги заслушивания. Особому контролю будет подвергаться урок как основная форма получения знаний.

Наталья Петровна напомнила типы и виды уроков, предложила оценочные формы по анализу урока и формы самоанализа.

О системе планирования ВШК в условиях поэтапного введения ФГОС рассказала директор СОШ № 50 В. В. Апестина. Школа является инновационной площадкой с 2011 года. Внутришкольный контроль организован по ступеням обучения: начальные классы, основная школа. Валентина Владимировна подробно остановилась на работе творческих групп учителей, на использовании в работе коуч-технологий, на организационных моментах по проведению конференций и защите проектов всех учащихся с 5-7 класс, о разработке оценочных таблиц и контрольно-измерительных материалов по ФГОС.

Основные виды контроля по повышению качества обучения, которые нашли отражение в разнообразных таблицах, оценочных формах, представила заместитель директора СОШ № 57 Л. М. Щукарева. Основной принцип школы — поддержка учителя, повседневная системная работа с ним, предоставление возможности повышения уровня мастерства.

Заместитель директора СОШ № 6 И. М. Кремза осветила ВШК по преемственности, показала все направления взаимодействия в работе с учителями, родителями, учащимися, психологом.

В работе секций приняли участие все присутствующие на семинаре. В трёх группах отрабатывались показатели ВШК, формы и методы контроля, исполнители. И пусть были сделаны лишь наброски будущего плана, а потом представлены в зале на обсуждение, однако начало положено, а самостоятельная разработка плана уже осмысленнее и чётче будет осуществлена в школе.

 

Наталья Петровна Олофинская,

заместитель директора

(861) 253-61-10

© 2015 KNMC.