Версия сайта для слабовидящих

«Путешествие на остров»

Опубликовано Н. М. Овсянникова в чт, 14.12.2017
3_img_5146.jpg
2_img_5140.jpg
1_img_5144.jpg

Такую форму открытого урока русского языка в 8-ом классе предложила учитель гимназии № 82 Елена Александровна Дюкова в рамках Школы молодого учителя, проведённой 13 декабря 2017 года для 14 молодых учителей города.

Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым» — одна из сложных в курсе русского языка. Учащиеся вместе с учителем отправились в увлекательное плавание на трёх шхунах «Читатель», «Натуралист», «Философ», получив послание в бутылке, осуществили высадку на острове, совершили прогулку по окрестностям, где встретились с пиратами. Но путешествие завершилось благополучно, потому что необыкновенный капитан уверенно вёл всех к цели. А вот цели и задачи урока учащиеся сформулировали самостоятельно, опираясь на вопросы-подсказки и на изученный ранее материал.

Высадившись на острове, ребята нашли сундук, в котором таились слова, нанесенные на таблички. Это были части речи (существительное, числительное, неопределенная форма глагола, частица НЕ, союз КАК) и просто тире. Закрепление самостоятельно изученного правила происходило в создании формул из слов, например, существительное — существительное (подлежащее и сказуемое выражены именем существительным, между ними ставится тире), числительное — числительное, неопределенная форма глагола — неопределенная форма глагола и т.д.

Здесь было всё чётко и понятно. Когда же, высадившись на остров, ребятам пришлось на практике показать свои знания (в предложениях, расположенных в карте, поставить, где необходимо, тире, подчеркнуть подлежащее и сказуемое, составить схемы), то нужно было потрудиться.

А прогулка по окрестностям, где необходимо было соединить первую часть высказывания из 10 данных со второй, чтобы получилось законченное предложение, и объяснить постановку тире, оказалась совсем не из легких. Труднее всех пришлось команде шхуны «Философ».

Однако учащиеся преодолели все препятствия и успешно справились с этой непростой задачей. Встреча с пиратами не сломила ребят, они уверенно вступили в бой: быстро произвели замену словосочетаний синонимичными (ступени из камня — каменные ступени, лучи солнца — солнечные лучи, пиратская шляпа — шляпа пирата и т.д.), в письме старого пирата нашли разговорные слова и подобрали к ним нейтральные (писанину — письмо, лаялись — ругались, облапошили — обманули, оттяпал — оторвал, барахлишко — вещи и т.д.). Выполнив задания пиратов (на повторение пройденного материала), шхуны вернулись домой, получив от капитана домашнее задание.

Вот такое увлекательное путешествие провели молодые учителя города вместе с ребятами гимназии № 82 и их отважным, умным и смелым капитаном. Не заметили, как пролетело время. Урок был насыщенным, логически выстроенным, плотным; материал интересный и достаточно сложный по содержанию. Ребята работали в группах, уверенно отвечали.

После урока Елена Александровна и Наталья Петровна Олофинская провели анализ и открытый разговор с молодыми учителями о технологиях проведения урока, о деятельностном подходе к обучению, о развитии самостоятельности учащихся, об учебниках и пособиях, используемых учителем в работе, о повышении мотивации к обучению, о самообразовании.

 

Наталья Петровна Олофинская,

заместитель директора

2536110

© 2015 KNMC.