Версия сайта для слабовидящих

Основные подходы повышения качества современного регионального образования

Опубликовано И.А. Морев в чт, 06.09.2018
picture-81.jpg
picture-79.jpg
picture-78.jpg
img_3769.jpg
img_3740.jpg

3 сентября 2018 года в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына состоялось совещание-семинар городского методического объединения учителей кубановедения и классов казачьей направленности под общей темой «Современные подходы повышения качества регионального образования». На нём присутствовало около 100 педагогов школ города.

Как справедливо отметил президент России В.В. Путин - «качество образования, повышение квалификации  и социального статуса педагога – ключевые вопросы нашей политики на предстоящие годы, так как успех проекта во многом зависит от усилий субъектов РФ». Поэтому традиционно и ежегодно учителя — предметники собираются на августовские совещания, в ходе которых обсуждают новаторские разработки в преподавании предметов, новинки программной и учебной литературы, педагогические технологии и средства реализации целей и задач.

Открыл совещание генеральный директор музея Игорь Николаевич Победа, поздравивший педагогов с новым учебным годом и пожелавший дальнейшего плодотворного сотрудничества музея с Краснодарским научно-методическим центром и образовательными организациями города на ниве регионоведческого и исторического образования и просвещения.

С обзором музейных экскурсий и мероприятий на 2018-2019 учебный год выступили: заведующий отделом истории, этнографии и природы музея им.Фелицына А.Г. Еременко, старший научный сотрудник художественного музея им.Коваленко А.М. Мерц, руководитель экскурсионного бюро «Краснодаръ» И.Н. Дубовицкая, и организатор корпоративных показов «Голос города» - О.С. Ткаченко. Музейные мероприятия призваны существенно расширить и дополнить знания, полученные в образовательном процессе. Помимо этого, музей может стать соратником педагогов в решении важных воспитательных задач, расширяя кругозор учащихся, активизируя их интерес к прошлому и настоящему Кубани, развивая их любознательность, формируя историческое сознание.

Ирина Владимировна Антипова, главный специалист КНМЦ, познакомила присутствующих с нововведениями в учебном курсе «Кубановедение» в контексте изменений в нормативной базе, и учебно-методического комплекта в свете постепенного перехода краевых школ на ФГОС. В 2018-2019 учебном году продолжается работа по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и переход на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. В штатном режиме вводится ФГОС ООО в 8-х классах, продолжается введение и функционирование в ряде образовательных организаций ФГОС СОО и, как следствие, существует необходимость дальнейшего включения регионального компонента в общую работу всех предметов по достижению личностных и метапредметных результатов. Продолжается введение линейной системы преподавания истории, под влиянием чего изменяется кубановедение, как предмет, наполненный большим объемом исторической информации.

В 2018-2019 г. в полном объеме сохраняется в календарно-тематическом планировании обязательный раздел с 1 по 11 классы «Духовные истоки Кубани». Раздел изучается в рамках уроков, отведенных на обобщение и повторение, в авторской программе в объеме 4 ч. в конце учебного года (май). Продолжается развитие интегрированного подхода к предмету и совершенствование преподавания предмета посредством подготовки учащихся к олимпиаде по кубановедению (8-11 классы) и использование потенциала профессиональных конкурсов для развития мастерства педагогов, преподающих кубановедение.

Большое значение имеет изучение этнополитической истории Кубани, поэтому важным направлением в ходе изучения курса остается развитие личностных универсальных учебных действий через освоение тематического раздела «Кубань - многонациональный край».

Михаил Александрович  Савченко, специалист КНМЦ рассказал о некоторых итогах и тенденциях развития казачьего образования в крае и городе, и нормативно-правовых документах, регулирующих данный процесс. В прошедшем учебном году в нашем крае и городе продолжилось развитие казачьего образования, открываются новые казачьи классы и казачьи школы. Позиция администрации края и города неоднократно была заявлена, в том числе в последние месяцы, о том, что количество казачьих классов и казачьих школ будет наращиваться, а казачье образование необходимо развивать и далее. По данным на конец прошедшего учебного года, в городе Краснодаре действует 4 казачьих образовательных организации, которым совместным приказом Министерства образования науки и молодежной политики Краснодарского края и Департамента казачества Краснодарского края присвоен этот статус-это школы: №8, №60 в пос. Пашковском, школа №61 в хуторе Ленина (которая весной этого года стала одним из победителей во Всероссийском смотре-конкурсе «Лучший казачий кадетский корпус»), и также школа №79 в хуторе Копанском. Процесс получения статуса казачьей школы постепенный и нелегкий, в некоторых школах эта работа ведется уже много лет, в некоторых только начинается.

В образовательных организациях города обучается 9883 учащихся в 335 казачьих классах и группах.  Практически во всех школах города организованы казачьи классы или группы. Также в этот процесс включаются и учреждения среднего профессионального образования. По краевым данным на 2017-18 учебный год численность обучающихся в классах казачьей направленности 75491 человек, 3571 казачьих классов и групп, а количество школ, где ведется казачьей образование составляет 1121 организацию, также в крае работают 7 казачьих кадетских корпусов в которых обучается 1160 воспитанников. Школ с региональным статусом «казачья» в крае сейчас 35, администрация края планирует увеличить их количество до 60.

Необходимо отметить, что основная цель создания казачьего класса состоит в приобщении обучающихся к казачьему укладу жизни, патриотическое и духовное воспитание человека и гражданина на основе историко-культурных традиций казачества, готовности к служению Отечеству, в том числе – несению государственной службы казачества.

Продолжается работа по вовлечению учащихся в Союз казачьей молодежи, в участие их в муниципальных и краевых конкурсах и конференциях. В феврале проводилась уже III по счёту Муниципальная научно-практическая конференция «Где казак, там и слава» в которой приняли участие почти 40 школ города, особую активность проявили учителя и ученики начальной школы. Проявляется  активное участие в Кубанской ярмарке творческих идей, которая ежегодно весной проводится в рамках Педагогического марафона учителей кубановедения и казачьих классов, где педагоги и ученики могут показать свои творческие наработки в виде танцев, песен, каких-то сценических инсценировок обрядов и т.п. В этом году также планируется возобновить городской конкурс на лучший казачий класс и лучшую казачью школу, помимо краевых конкурсов. Это вопрос сейчас прорабатывается с департаментом образования, и управлением по делам казачества и военным вопросам.

М.А. Савченко призывал педагогов ещё активней участвовать в этих мероприятиях, так как в принципе, для кубановедов и казачьих классов конкурсов не так уж много, а на уровне муниципалитета ещё меньше. Деятельность казачьего класса не должна ограничиваться одним только хождением в форме и периодическим выездом на музейное мероприятие.

Продолжил совещание штатный священник Свято-Сергиевского храма г.Краснодара протоиерей Иоанн Воронов. Он рассказал о развитии взаимодействия педагогов казачьих школ и классов с приходами и духовенством РПЦ, а также духовно-нравственном воспитание в классах и группах казачьей направленности и на уроках кубановедения. Важной вехой в развитии взаимодействия школ и церкви стала недавняя разработка и утверждение муниципального положения о трёхстороннем договоре и сотрудничестве «Школа-приход-казачье общество». Это решение назревало давно и поможет решить проблему наставничества и религиозного просвещения в рамках учебного процесса, там, где в этом есть необходимость и потребность школ, особенно в контексте одного из обязательных модулей в 1-11 классах казачьей направленности – «Основы православной культуры», а также курса «Духовные истоки Кубани». Протоиерей Иоанн пожелал крепости духа и терпения педагогам на их нелёгком и ответственном поприще в новом учебном году.

Руководитель краснодарского отделения Союза казачьей молодежи Кубани и главный специалист управления по делам казачества и военным вопросам администрации г.Краснодара Виктор Федорович Шевченкопознакомил участников совещания с планом работы «Союза» на новый учебный год, рассказал о его структуре и принципах деятельности. Также была отмечена важность разработки и утверждение долгожданного «Положения о казаках наставниках» в нашем городе. Это даёт возможность за каждой школой закрепить казачий курень. Директор вместе с атаманом составляют план работы. Затем к делу подключается третья сторона - церковь. Заключается трехстороннее соглашение о совместной деятельности, результатом которой становится формирование ребенка в духе незыблемых традиций кубанского казачества. Триумвират «курень - церковь - школа» работает бесперебойно. Ни в одном из регионов России работа наставников в школах и классах не вышла на столь высокий профессиональный уровень.

Создание в прошлом году Союза казачьей молодежи — это серьезный шаг в воспитании подрастающего поколения на лучших, а самое главное проверенных временем традициях кубанского казачества. Это та мощная объединяющая сила, благодаря которой можно воспитать ни одно поколение патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Александр Алексеевич Плотников - победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года по кубановедению 2018»поделился своим опытом участия в конкурсе. Также он продемонстрировал мастер-класс урока и  рассказал о некоторых образовательных технологиях и разработках, которые помогали ему победно пройти весь путь от обычного учителя школы до лауреата городского конкурса.

По окончании мероприятия для учителей были проведены обзорные экскурсии по экспозициям и выставкам музея им. Фелицына.

Савченко Михаил Александрович,

специалист I категории отдела анализа и поддержки образовательного процесса

© 2015 KNMC.