Версия сайта для слабовидящих

Русский язык как часть окружающего меня мира

Опубликовано Н. М. Овсянникова в пт, 02.11.2018

А.Н. Толстой в своё время сказал: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». Эти слова актуальны и в наше время.

Теме русского языка, методическим особенностям его преподавания в начальной школе был посвящён авторский семинар С.В. Иванова. Станислав Викторович Иванов, член Орфографической комиссии РАН, доцент кафедры русского языка Института филологии и иностранных языков МПГУ, кандидат филологических наук, и давний большой друг Краснодарского научно-методического центра.

Краснодарские учителя уже неоднократно имели возможность встретиться и пообщаться с С.В. Ивановым, ведь он является автором курса «Русский язык» в УМК «Начальная школа XXI века». По данному комплекту работает практически каждый третий учитель начальных классов Краснодара. Вот и теперь на встречу с ученым в СОШ № 66 в октябре 2018 года пришло около 140 учителей города.

Станислав Викторович рассказал о содержательном, методическом и психологическом аспектах преподавания русского языка с 1 по 4 класс. Пояснил, что задача непрерывного лингвистического образования и речевого развития учащихся это достижение социокультурной цели: умение писать без ошибок, умение правильно создавать собственные устные и письменные тексты. Акцентировал внимание на наличие противоречия между социокультурной направленностью курса «Русский язык» и его научно-познавательной (исследовательской) целью.

И здесь уместно вспомнить слова А.И. Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Поэтому каждый учитель с первого класса своими умелыми руками и опытными устами должен прививать своим воспитанникам мысль: «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком. Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

С.В. Иванов, обращаясь к учителям, напомнил, что успешность работы по учебнику «Русский язык» во многом зависит от понимания концептуальных и методических идей, заложенных в содержание курса. Итогом работы учащихся на уроках русского языка должно быть развитие языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству.

Многие слушатели семинара в беседах делились опытом своей работы, например, учителя СОШ № 101 отметили, что педагоги-предметники любят выпускников «началки», которые обучались по УМК «Начальная школа XXI века». У них прочные знания, хорошая языковая база, сформирован навык грамотного безошибочного, осознанного письма.

 

Галина Ивановна Петриченко,

главный специалист отдела анализа и поддержки образовательного процесса

8(918)398-49-88

© 2015 KNMC.