Версия сайта для слабовидящих

Театральная Кубань глазами кубановедов

Опубликовано И.А. Морев в Пнд, 04.02.2019

Президент Российской Федерации Владимир  Владимирович Путин объявил 2019 год  Годом Театра. Поэтому многие конкурсные испытания были театрализованными, красочными, яркими, запоминающимися. Эти конкурсные задания показали шесть человек, прошедшие в очный этап конкурса «Учитель года города Краснодара – 2019 в номинации «Кубановедение» из 12 претендентов заочного тура. Это: Павленко Ирина Александровна, учитель истории, обществознания и кубановедения СОШ № 66, Еськова Анна Владимировна, учитель истории, обществознания и кубановедения гимназии № 82, Швецова Екатерина Михайловна, учитель истории, обществознания и кубановедения лицея № 48, Фирсова Екатерина Викторовна, учитель истории, обществознания и кубановедения СОШ № 100, Сух Наталья Эдуардовна, учитель начальных классов и кубановедения гимназии № 3, Косарев Андрей Сергеевич учитель истории, обществознания и кубановедения СОШ №  89.

Основная задача учителя – учить, то хотелось остановиться на одном из главных элементов профессионального конкурса – «Его величестве» уроке. Конкурсный урок должен быть ярким, чётко продуманным и запоминающимся. А урок по предмету «Кубановедение» не может быть неэмоциональным, не пропитан знаниями о своей малой родине – Кубани, её истории, героях, народе. Тем более есть такая благодатная тема, как «Кубань театральная».

Несмотря на то, что тема была едина, каждый участник в соответствии со своими интересами, целями и задачами, которые ставил перед собой, в соответствии с возрастными особенностями учащихся классов,  выбрал свой особый ракурс рассмотрения театральной жизни в городах и станицах Кубани с конца ХIХ века до наших дней.

Урок Фирсовой  Екатерины  Викторовны был посвящён теме «Становление театральной жизни в Екатеринодаре».  Театральная жизнь в ХIХ веке складывалась из  гастролей профессиональных актёрских трупп и деятельности местных любителей драматического искусства. Учитель обратила внимание девятиклассников  на самобытную культуру кубанских казаков, в которой слились два родственных этноса – русские и украинцы. Поэтому первые пьесы ставились на произведения украинских авторов, переселенцев из Запорожской Сечи. Учащиеся, работая в группе, получили дидактический материал:  словарь по теме,  персоналии этого времени, правила театрального  этикета, историческую хронику. Продуктом учебной деятельности на уроке явилось создание «Афиши» по одноименной теме с уроком.

Для учащихся 10-х классов Павленко Ирина Александровна дала урок -экскурсию с элементами викторины по теме «В. Высоцкий на Кубани», начав его с показа фрагмента документального фильма «Высоцкий о себе». В ходе занятия были  продемонстрированы  кадры из художественного  фильма «Вертикаль» и прослушана песня  Высоцкого «Здесь вам не равнина»  из этого фильма. Целью урока являлось знакомство учащихся с Домом творчества Владимира Высоцкого, раскрытие страниц биографии выдающегося актера, поэта и музыканта, связанные с Кубанью, раскрытие значение сохраняемой памяти о творчестве Высоцкого для культуры современного Краснодарского края. Ребята отвечали на разнообразные вопросы индивидуально, и работая в группах, используя дополнительный материал, данный учителем. В начале урока учитель поставил проблемную ситуацию: «Какое отношение Высоцкий имеет к Кубани?». В конце урока обучаемые ответили на этот вопрос так: поэту-песеннику нравился наш регион, здесь он снялся в художественном фильме «Стряпуха», часто бывал проездом, основан музей  его имени в городе Краснодаре, и, наконец, наш край вдохновлял его на творчество. В конце урока Ирина Александровна всем детям подарила пригласительный билет в его музей - Краснодарский Дом Творчества Владимира Высоцкого.

Швецова Екатерина Михайловна провела занятие в 11-м классе «Театральная Кубань», используя интерактивные методы работы. Ребята  выступили в роли исследователей, работая с источниками информации и  пройдя по ссылкам, указанным в их рабочих листах. У каждой группы было свое задание, выполнив его, всю добытую  информацию  они сохранили  в wordе, а затем скинули на флешку. Один представитель от группы принёс информацию модератору,  который составил общий документ, ставший продуктом  урока. Затем учащиеся поделились краткой информацией по своему вопросу со всеми группами. Проведя рефлексию, учитель смог убедить одиннадцатиклассников, что театр, в том числе и на Кубани, являлся неотъемлемой частью жизни человека во все времена, и современность не исключение.

В 3-м классе урок по истории театра провела Сух Наталья Эдуардовна. Она начала урок со слов: «Театр – это необыкновенная страна. В стране театра не бывает скучной жизни: слёзы, смех, страсти, вымысел, музыка, шутки – всё здесь сплетено в невероятно захватывающие события». Учитель рассказал ученикам об истории театра, подчеркнув, что  театр – самый древний вид зрелищного искусства. Его история насчитывает более 2,5 тысяч лет, и он продолжает оставаться динамичным живым искусством. Ребята сыграли роли, отведённые им учителем, который на уроке был режиссёром любительского театра.  Перед каждым из них лежала театральная программа, которая послужила путеводителем на уроке. Равнодушных детей в «урочном» театре не было.

«Театральное искусство Кубани в XIX веке» - была темой урока в 7-м классе у Косарева Андрея  Сергеевича. Учитель обратил внимание учащихся на предпосылки для формирования профессионального театра в нашем крае. Он отметил, что театральное искусство на Кубани было привезено еще греческими колонистами. Для греков театр был овеян святостью храма, а его важность  для общества  была настолько велика, что неимущие  граждане даже получали специальную дотацию на билеты.  Андрей  Сергеевич раздал прайс-листы с информацией об истории развития искусства в нашем регионе, о видах театрах (странствующих и любительских), о знаменитых архитекторах, построивших Летний театр, Зимний театр и т.д. В конце урока семиклассники, ответив на вопросы в ходе рефлексии, создали продукт своей деятельности «Афишу в карнизах».

Разнообразные способы, методы, средства, приёмы работы и различные технологии на уроке в 6-м классе  по теме: «Театральная жизнь Кубани: театры города Краснодара» показала  Еськова Анна Владимировна.  В ходе урока учитель поставил задачу перед учащимися создать кроссенс (пересечение смыслов), заполнив паспорт театра. Каждая из четырёх групп обучающихся   получила своё задание: 1- о Драматическом театре, 2- о Новом театре кукол, 3- о Молодёжном  театре, 4- о творческом объединении «Премьера»  Краснодарского  музыкального театра. Имея различные  цветные конверты, в которых находилась необходимая информация, шестиклассники составили кроссенс с девятью изображениями: зрительного зала, семьи, кукольного спектакля, фотографии Леонарда Гатова – основателя творческого объединения «Премьера», Нового театра кукол, Музыкального театра. Остаётся ещё 4 изображения. Каждая группа по очереди выбирает изображение и обосновывает свой выбор. И учитель ставить центральное изображение «Театры Краснодара». Ребятам на уроке представилась уникальная возможность познакомиться с молодым актёром Нового театра кукол – Георгием Солодовником, который пригласил их к себе на спектакль.

Многое можно написать об отдельных конкурсных заданиях, о волнениях, о горячих дебатах, захлестнувших членов жюри. Но, несомненно, тема культуры играет большую роль в нашей жизни, влияя не только на поведение человека, но и на богатство внутреннего мира. В великом театральном царстве живут оперные, комедийные, балетные, драматические и детские театры. Театр может перенести нас в далекое прошлое или погрузить в сказку.  Чем чаще мы посещаем театр, тем богаче становится наш внутренний духовный мир. Наша Кубань полна талантами и, возможно, именно среди наших краснодарских школьников сидит будущий заслуженный артист театра и кино. И кто-то из нас в ближайшие выходные соберется посетить один из уже знакомых ему театров, в которых  главные творцы -  артисты.

А наших главных творцов конкурса  объединяло одно - желание творить, работать, зажечь и увлечь ребят за собой на удивительную, творческую страницу истории родного края. Такие уроки воспитывают чувство патриотизма и гордости за нашу Родину, за народ. Создавали это культурное наследство тысячи людей нашей страны в целом, и малой  Родины - Кубани, в частности.

Призёрами конкурса  стали: Еськова Анна Владимировна, учитель истории, обществознания и кубановедения гимназии № 82 -  2 место и Павленко Ирина Александровна, учитель истории, обществознания и кубановедения СОШ № 66 – 3 место.

Победителем конкурса стала Швецова Екатерина Михайловна, учитель истории, обществознания и кубановедения лицея № 48. Приняв поздравления и подарки, Швецова Екатерина Михайловна вновь встаёт на тернистый путь конкурсанта, но теперь уже в масштабах всего Краснодарского края. Она будет представлять лицо столичного учителя кубановедения на краевом конкурсе «Учитель Кубани – 2019» в данной номинации. От лица всех участников и жюри хочется пожелать ей успехов на краевом конкурсе, высокого торжества педагогического мастерства, полета фантазий, демонстрации учительского опыта. Удачи и везения  Вам, Екатерина Михайловна!

 

Главный специалист И. В. Антипова

 

© 2015 KNMC.