Версия сайта для слабовидящих

Мир глазами школьников

Опубликовано С.Г. Шубин в ср, 17.04.2019
foto_smirnova.jpeg

Научно-практическая конференция для школьников в рамках   грантового проекта Европейского союза Erasmus+ Кафедра Жана Монне «Европейская интеграция через язык и культуру» по теме  «Россия и ЕС: на пути к диалогу культур»  в  КубГУ  прошла недавно на кафедре  романо-германской филологии для учащихся школ города и края. Всего в конференции приняли участие около двадцати школьников, половина из них краснодарские ученики.

Для участия в конференции были определены пять важных тем: «Миграция», «Россия и Европа в зеркале мировой литературы», «Внешняя и культурная политика России и стран ЕС»,  «Стереотипы и реальность», «Международные образовательные контакты». Школьники обменялись информацией  и поделились знаниями, которые получили в ходе подготовки по предложенным темам. Школьники увлечённо рассказывали о миграции, о её причинах,  об основных центрах миграции и об известных мигрантах в области искусства, науки и спорта.

Были приведены интересные исторические  факты из романа Гузель Яхиной «Мы дети» об истории поволжских немцев в первой половине ХХ века, о традициях немецкого народа живущего на территории России на россиян, о немецком дворе IXвека, о том, как выглядел  купеческий двор, о Республике Немцев Поволжья (Автономной  Социалистической Советской Республике Немцев Поволжья). Школьники разных возрастов, в основном 9-11 классов, самым младшим был  ученик 4 класса, многое узнали о Европе и мире благодаря конференции. Участниками была проведена   серьёзная работа над проектами.  В одном из проектов была  исследована родословная российских  немцев,  оказалось, что согласно Всероссийской переписи населения 2002 года на территории России проживало 1,5 млн. немцев, которые являются потомками российских немцев с той или иной степенью родства,  примерно 47 тыс. немцев к 2011 году проживало в Краснодарском крае.

Многих школьников  заинтересовала тема «Стереотипы и реальность». Пристальное внимание было уделено самим народам, говорящим на английском, немецком, французском и других языках мира, об их национальных чертах характера.  Хотя ребята говорили  о том, что существуют  суждения, что в Англии дождливо и туманно, сами англичане спокойные и вежливые, немцы пунктуальны, бережливы, и  это прослеживается даже в грамматике немецкого языка: в порядке слов, в употреблении отделяемых и неотделяемых приставов, многие сошлись во мнении, что стереотипы не отражают национальность человека, а всё зависит от личности самого человека.

О культурных связях России и Германии, о Днях Немецкой культуры и влиянии института имени Гёте на отношения с Россией, о культурных обменах школ города  рассказали сами участники школ-партнёров, которые не раз побывали в городе-побратиме Карлсруэ.  Участников конференции заинтересовал также вопрос о том, почему немецкий язык как официальный язык Евросоюза не состоит  в официальных языках ООН и что существует предвзятое мнение, что немецкий язык выучить невозможно.

Не осталась без внимания и тема «Международные образовательные контакты». Выявился интересный факт: в топ-список школ Краснодара с высокими учебными показателями входят те школы, где активно поддерживаются международные контакты и подписаны договора о партнёрстве. Ученики этих школ становятся студентами престижных ВУЗов краевой столицы, Москвы, Санкт – Петербурга. Многие обучающиеся уже начиная с начальных классов, участвуют в образовательных программах, которые  предлагают некоторые ВУЗы  для школьников (например, образовательная программа «Европейская Школа Бизнеса» КубГУ) и становятся призёрами и победителями   предметных краевых и всероссийских олимпиад.

Приём учеников в немецкую гимназию осуществляется  с 5-го класса. Обучение проходит с 5-го по 13-й класс по трем направлениям: общественному, гуманитарному и техническому. В старших классах гимназии введена система курсов: основных, обязательных для всех, и повышенной трудности, которые ученик выбирает индивидуально. Например, выпускники гимназии по предмету «Музыка» имеют подготовку, которую в Краснодаре даёт Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова.  Цель немецкой гимназии:  углубить и расширить общеобразовательные знания; познакомить учеников с научными методами получения и обработки информации в современном мире; создать базу знаний, необходимую  для успешной учебы в  любом ВУЗе.

Работа в немецких гимназиях считается престижной, поэтому 2/3 и учителей – это молодые мужчины. В России гимназии в основном государственные заведения, где  учатся дети с повышенной мотивацией к обучению с 1 по 11 класс. В обеих странах очень большое значение  уделяется не только достижениям учеников по различным предметам, но и их комфортному душевному состоянию. В гимназиях обеих стран очень внимательно следят за тем, как проходит период адаптации (привыкания). В этом плане каждая страна имеет свои традиции.

Уже в прогимназии немецкие дети вырабатывают, так называемые «Правила нашего класса», записывают их на плакат, голосуют,  потом вывешивают и всё время видят их перед глазами в классе. Так они учатся  взаимопониманию и взаимодействию с окружающими людьми,  дружбе и бережному отношению друг к другу. Совокупность этих качеств называются  «толерантность». В российских школах такие правила на стену не принято вывешивать, но наши учителя ведут на эту тему постоянные беседы. Ещё одно большое различие наших образовательных систем. В Германии учитель начальных классов на основании баллов, полученных учеником по итоговому тестированию, пишет ему рекомендацию в школу второй ступени: реальная школа, основная школа или гимназия.

В нашей стране решение о месте учебы детей принимается на семейном совете и зависит от ряда причин, например, от выбора будущей профессии ребёнка или его интересов, стремлений, талантов. Например,  гимназия № 36, уже более 10 лет успешно  работает по международной инициативе «Школы-партнёры будущего», которая объединила 2000 школ по всему миру, из них 15 школ в России,  и предлагает ученикам участвовать в различных конкурсах, обучаться на очных и заочных курсах. Ученики средней школы успешно сдают языковые экзамены от уровня А1 до В2, выезжают в летние молодёжные языковые лагеря, в которых они знакомятся с ровесниками со всего мира.

В гимназии есть доступ к  образовательной платформе Kinder-Uni, где можно самому зарегистрироваться и выполнять проекты, в которых немецкий язык связывается с другими предметами, например, с физикой или робототехникой. Это позволяет российским ученикам познакомиться с системой образования в европейских школах и в дальнейшем справляться  с заданиями любой сложности. Был сделан вывод: обучение в гимназиях в обеих странах является престижным, требует от учеников активного и творческого отношения к образовательному процессу.

 Научно-практическая конференция для школьников на кафедре романо-германской филологии была познавательной не только для учащихся, но и для присутствующих взрослых. Получив сертификаты участия и подарки, воодушевлённые школьники пошли работать над новыми проектами.

 

Смирнова Ольга Ивановна, главный специалист МКУ КНМЦ

259-21-79

© 2010 Your Name.