Версия сайта для слабовидящих

Учитель-профессионал-Практик

Опубликовано И.А. Морев в Втр, 14.01.2020
img.jpg

День второй: основополагающий! Думаем, что никто не будет с нами спорить, что главным звеном профессионального конкурса учителей остается проведение урока и самоанализ, сделанный по его итогам.

Цель задания - раскрытие конкурсантами профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческой самобытности, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знание своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Урок проводится по одному из учебных предметов. Регламент – 40 минут, самоанализ урока и вопросы жюри - 10 минут. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием по соответствующим предметам и с учетом их фактического выполнения в соответствующих классах). В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему. Для оценивания успешности выполнения задания определены 10 критериев. Максимальный балл - 100 (по 10 баллов в каждом критерии).

Критерий 1. Результативность: достижение предметных результатов; достижение метапредметных результатов; достижение личностных результатов; вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации); соотнесение действий с планируемыми результатами.

Критерий 2. Мотивирование к обучению: использование различных способов мотивации и умение удивить; системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия; доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда; использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников); поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями.

Критерий 3. Наличие ценностных ориентиров: воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя; поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни; обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания; поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям; создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности.

Критерий 4. Эффективная коммуникация: организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации; поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения; наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации; использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы; развитие навыков конструктивного диалога, в том числе и при самоанализе.

Критерий 5. Методическое мастерство и творчество: разнообразие методов и приемов, смена видов деятельности; новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя; использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования; разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников; соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов).

Критерий 6. Организационная культура: постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов; наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий; установление правил и процедур совместной работы на уроке; обращение внимания на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования; осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить урок и провести критический анализ.

Критерий 7. Метапредметный и междисциплинарный подход: формирование универсальных учебных действий разных видов; использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин; понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей; системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов; умение анализировать проведенное занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока.

Критерий 8. Информационная и языковая грамотность: корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме; доступность изложения, адекватность объема информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы); навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации; языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи); использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном).

Критерий 9. Рефлексивность и оценивание: объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием; разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе; обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения; понятность процедуры и критериев оценивания; адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы.

Критерий 10. Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся: использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.); создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения; поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий; решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке; уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера.

«Хороший педагог тем хорош,- писал В.А.Сухомлинский,- что он, видя, как развивается урок, умеет пойти по тому единственно необходимому пути, который подсказывается логикой именно данного урока». Вот об этом, в первую очередь, приходилось думать нашим конкурсантам в «незнакомой» школе, обстановке и с «незнакомыми» учениками.  Практически на всех уроках присутствовали наши представители, которые и поделились своими впечатлениями. Ф.И.Ваховский, директор КНМЦ,  побывавший на уроке С.А.Худяковой,  учителя английского языка лицея № 48, отметил хорошее знание предмета и методики преподавания. По словам Н.П. Олофинской, заместителя директора КНМЦ, глубокое содержание показали учителя русского языка и литературы  И.А.Марюхина (гимназия № 3) и Е.В.Колесникова (гимназия № 87). Ирина Андреевна подготовила урок по творчеству М.Ю.Лермонтова, используя малоизвестные факты биографии великого русского поэта; это позволило с другой точки зрения взглянуть на изучаемые вопросы.  Динамично построила свой урок Екатерина Васильевна Колесникова, особо запомнившийся пятиклассникам образом «злоумышленника» по одноименному произведению А.П.Чехова. Учитель французского языка школы № 76 Е.В.Огренич красочно рассказала семиклассникам о традициях празднования новогодних праздников во Франции и России и предложила оформить поздравительную открытку французскому другу.  

Учитель биологии школы № 51 А.О.Шпаковский эмоционально представил в 8 классе урок по теме «Гигиена органов пищеварения», умело сочетая индивидуальный подход и групповые формы работы. А пятиклассники совершили занимательное путешествие по Древней Греции с учителями истории и обществознания Л.М.Хуажевой (школа № 45) и А.А.Карпенко (школа № 101).

«Индекс человеческого развития» - это стало темой урока в 10 классе Е. А. Гришиной, учителя географии школы № 78. Отвечая на вопрос о сущности понятия «счастье» ребята самостоятельно сформулировали тему. Экономические показатели российских городов помогли учащимся выстроить диаграмму и сделать сравнительный анализ уровня жизни. Время урока пролетело незаметно, а использование технических средств обучения позволило вовлечь всех присутствующих.

А.И.Волковский, учитель технологии школы № 41, в очередной раз доказал, как важно выбрать особые методы и найти подход к каждому ученику, и помог ему в этом робот. Небольшой киносюжет рассказал о создании роботов и позволил определить тему «Схема квартирной электропроводки». Ученики самостоятельно собирали свой участок электрической сети. Совместная деятельность успешно увенчалась работающей схемой.  

Целью урока преподавателя-организатора ОБЖ школы № 102  Р.С.Капранова «Первая помощь при остановке сердца» стало ознакомление с основными приемами проведения сердечно-легочной реанимации при остановке сердца и наступлении клинической смерти. Он подробно разобрал с учащимися 11 класса, как искусственно поддержать кровообращение у больных или пострадавших, заострив внимание на том, как правильно уложить пострадавшего, подготовиться к выполнению искусственной вентиляции, как и сколько времени ее проводить.  Используя манекены, ребята освоили приемы сердечно-легочной реанимации. Мы  очень надеемся, что знания, приобретенные на уроке, позволят им не растеряться в нужную минуту и использовать их на практике.

Хочется обратить внимание на важность творческого подхода учителя к подготовке и проведению своего урока. Невозможно найти идеальный шаблон и провести урок по имеющейся матрице. Урок предполагает самостоятельность, а не транслирование разработанных кем-то сценариев и конспектов. И это отличало большинство уроков.

Фоторепортаж

Марина Викторовна Голионцева, ведущий специалист КНМЦ

© 2010 Your Name.