Версия сайта для слабовидящих

Уроки сотрудничества учителя и ученика в номинации «Основы православной культуры»

Опубликовано И.А. Морев в Втр, 14.01.2020
p1140030.jpg

В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования сказано: «Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций».

Преподавание знаний о Православии, его систематическое изучение в общеобразовательной школе является неотъемлемой частью полноценного образования.

Второй день испытаний «Учитель года города Краснодара – 2020» в номинации «Учитель года ОПК» начался с первым звонком. Согласно расписанию главное испытание конкурса открыл урок учителя СОШ 73 Косаревой Екатерины Владимировны. Для самостоятельной формулировки темы урока учитель предложил вниманию детей предание о первой иконе «Спас Нерукотворный».

В ходе занятия учащиеся научились разбираться в основных отличиях иконы от картины, типах икон и иконописной терминологии.

Порадовала жюри ярко оформленная презентация. Екатерина Владимировна замечательно подобрала ряд канонических иконописных образцов.

Неподдельное оживление среди детей вызвала работа с шаблонами икон святых. Ребята получили задание раскрасить элементы иконы золотой краской. Итогом работы стала демонстрация каждым учеником выполненного задания. Показывая изображение святого, ребята зачитывали его краткое жизнеописание. Таким образом, учитель стремился реализовать в уроке элементы подготовки школьного мини-проекта. 

Следующим участником испытания был заявлен урок учителя СОШ 2 Афанасьевой Дарьи Геннадьевны. Тема урока вторила предыдущему занятию. Её дети определили по предложенному учителем ребусу.

Оживленный фронтальный опрос, яркий и увлекательный раздаточный материал для работы в группах, всё это вносило в урок ощущение легкости и увлеченности. Что конечно отразилось на позитивном настроении детей. Ребята ответили на основные вопросы темы.

Применяя современные педагогические методики и технологии, учитель завершил урок позитивной рефлексией. Этот этап урока обратил на себя внимание логичными, уверенными и правильными ответами детей.

С прекрасными изданиями Библии начала урок преподаватель ОПК СОШ 34 Круглова Кристина Олеговна. Чтобы ответить на вопросы урока, ребята активно пользовались рекомендованными учебными пособиями, соответствующими ФГОС.

Кристина Олеговна умело заинтересовала ребят историей создания, содержанием и предназначением Главной книги всего христианского мира. Понятие «ветхий» и «новый», авторство Библии, языки написания и т.д. Все эти вопросы стали основными на уроке.  

Учителем профессионально и интересно были использованы метапредметные связи, в рамках которых она подготовила наглядное пособие «Лента времени». Использование пособия помогло учащимся сориентироваться  в периодах исторического развития содержательной части священного Писания. С особым вниманием дети слушали рассказ учителя об авторах Библейских книг – святых пророках Моисее, Данииле, царе Соломоне и пр. Кульминацией темы стал разбор Четвероевангелия и прочих новозаветных книг. Закреплением изученной темы стала подготовка и защита мини-проектов.

Под тихую классическую мелодию Кристина Олеговна завершила урок словами святого апостола Павла: «Всё писание богодухновенно  и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому Божьему делу приготовлен».

В лидерах очередного испытания оказался преподаватель ОПК из СОШ 50 Лисицын Игорь Анатольевич.

В отзывах коллег о нём звучит немало лестных слов. Игоря Анатольевича считают харизматичным и профессионально необыкновенным учителем. С чем невозможно не согласиться.

Конкурсант начал занятие с сочетания музыкально-поэтического элемента.  Вниманию десятиклассников учитель представил стихотворение Б. Пастернака о Рождестве Христовом, которое с легкостью позволило учащимся определить тему занятия.

Великое событие для всего человечества – Рождение Богочеловека Христа. Тема богословски объемная и одновременно важная для понимания. Грамотно ставя вопросы,  Игорь Анатольевич увлекательно подводил ребят к правильным и взвешенным ответам.

Попытка учителя объяснить догмат о Святой Троице увенчалась великолепным успехом, что особенно заметило экспертное жюри конкурса.

Конкурсант мастерски удерживал внимание аудитории всевозможными приёмами. Например, исполнил рождественские тропарь и кондак. Не меньшее оживление в ученической аудитории вызвало объяснение традиции дарить рождественские подарки, наряжать новогоднюю ель, изготавливать театрализованные рождественские вертепы.

В качестве самостоятельного домашнего задания учитель предложил ряд литературных тематических произведений.

Наградой за рефлексию ребята получили подарки, миниатюрные иконки Рождества Христова.

Урок завершился импровизированной мини-конференцией между учениками и учителем. 

Преподавание знаний о православии, его систематическое изучение в начальной школе является неотъемлемой частью полноценного образования. Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа.

Урок учителя СОШ 76 Кривошей Лидии Владимировны  показал её духовное стремление к детским сердцам и душам.

Тематика урока Лидии Владимировны была посвящена одному из великих праздников Православной Церкви – Преображению Господа Иисуса Христа. Традиции этого праздника имеют яркую самобытную культуру.

Объясняя материал урока, учитель применил нестандартные формы и методики. Ребята, выполнив творческую работу, имели возможность угоститься пирогом с ароматной яблочной начинкой. Но как говорится: «Не хлебом единым…» В ходе дальнейшего урока дети учащиеся узнали об истории возникновения Праздника Преображения. Лидия Владимировна интересно объяснила детям значение символики праздника.

«Год памяти и славы» - так Указом Президента РФ  назван наступивший 2020 год. Неслучайно урок  учителя СОШ 66 Косач Надежды Николаевны   был посвящен подвигу русского героя и святого подвижника – адмиралу Фёдору Ушакову.

Основополагающим этапом урока стал разбор нравственных качеств человека, на примере целожизненного подвига  праведного Фёдора Ушакова. Вера в Бога, личный пример для матросов, самопожертвование, долг и честь – вот главные нравственные качества этого святого человека.

Надежда Николаевна рассказала шестиклассникам об исторической связи учреждения в XXвеке новой награды для офицеров ВМФ в честь адмирала Ушакова.

Учащиеся активно участвовали в разборе десяти Библейских Заповедей, комментируя нравственные и примеры из своей жизни.

Памятным актом завершился урок. Учитель предложила в качестве домашнего задания осмыслить отрывок из письма матери одного из солдат-участников войны 1941-1945 гг.

По итогам основного испытания в лидерах оказались учителя школ №№ 50, 66, 34 – Лисицын И. А., Круглова К. О., Косач Н. Н.

Остальные участники оказались не менее сильными соперниками разница результатов, которых не так уж и мала. Впереди еще добрая половина испытаний, что вселяет уверенность в успехе любого из конкурсантов.

Фоторепортаж

Александр Геннадиевич Мудриченко, главный специалист отдела организационно-методического обеспечения качества оказываемых услуг МКУ КНМЦ

© 2010 Your Name.