Версия сайта для слабовидящих

Новые открытия Форума русского мира

Опубликовано Н. М. Овсянникова в чт, 15.12.2016
img_4253-1.jpg

Третий Международный педагогический форум «Русский мир. Образование будущего» прошёл в городе Сочи 6 —7 декабря 2016 года. Он собрал в своих рядах более пятисот человек из 30 стран. Организаторами форума стали Фонд Русского мира, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская академия образования.

На пленарном заседании выступила с приветственным словом президент Российской академии образования, президент Санкт-Петербургского государственного университета, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы Л. А. Вербицкая. Людмила Алексеевна обратила особое внимание на проблемы развития современного русского языка, отметиа его открытость и конкурентоспособность. Она подчеркнула необходимость развития исследовательской деятельности в рамках изучения языков профессиональных групп, собственного языка науки. Л. А. Вербицкая уточнила, что языковая компетенция важна не только сама по себе, но и как составляющая коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность общения. Она зачитала приветственные телеграммы в адрес форума от О. Ю. Голодец, заместителя председателя Правительства Российской Федерации и О. Ю. Васильевой, министра образования и науки Российской Федерации.

Необычайный интерес вызвало выступление профессора Санкт-Петербургского университета М. А. Марусенко, который достаточно точно определил круг функций современного русского языка как государственного: использование норм современного русского языка (литературный портал), отработка нормативных актов, научных источников (методические рекомендации, лингвистические источники, специальные словари, справочники), использование научного ресурса (комплексные нормативные словари), разработка программ повышения квалификации учителей, преподавателей, справочная служба, экспертиза, формирование целостной системы оценивания уровня владения русским языком как государственным (банк тестов), создание базовых программ. Указал на отсутствие официально принятой системы языковых компетенций в области использования русского языка как государственного, что потенциально создаёт серьёзные проблемы в сферах взаимоотношения государства и его институтов, с одной стороны, а также общества и отдельных граждан, с другой.

Для меня в новом ракурсе открылся итог исследования о приоритетном влиянии английского языка на языки мира и особенно малых народов, которые теряют свой родной язык, свою национальную идентичность. Действительно, в конце ХХ начале ХХI веков в связи с активным внедрением в жизнь компьютеров, сотовых телефонов, смартфонов и другой техники современный русский язык, как и другие языки, пополнился новыми словами иностранного происхождения. Это процесс неизбежный. Однако на форуме в выступлениях и дискуссиях звучала тревога по поводу неоправданно частого использования иностранной лексики в русской речи, когда существует аналог на русском языке.

В международном педагогическом форуме приняли участие 15 человек, тьюторы и учителя русского языка и литературы из школ города Краснодара. Некоторые из них впервые стали свидетелями столь грандиозного события. Поразила не только гостиница «Жемчужина» с удобными номерами, хорошим обслуживанием, бассейном. Оставили неизгладимые впечатления встречи и общение с творческими людьми из разных уголков России и мира, восхитила атмосфера, царившая среди участников, собиравшихся то в большом конференц-зале, то на секциях в «Пальмовом», «Морском», «Янтарном», «Кают-компании», «Верещагинском» залах гостиницы. Культура общения, правильность русской речи — всё это так желанно и необходимо каждому учителю, как чистый воздух и свежая вода.

Из пяти секций (Зарубежная русистика. Преподавание дисциплин современной русистики в вузах. Русская школа за рубежом и современная российская школа. Развитие чтения на русском языке. Инновационные методы и технологии преподавания русского языка и литературы в дистанционном формате), работавших в рамках форума, нас привлекли три последних, которые наиболее близки нашей деятельности.

В инновационной секции учителей заинтересовали следующие проекты: «Перевернутый класс»: акселерация коммуникативных навыков на начальном уровне«; сайт «Мастер общения» (вариант: «Русский язык — золотой ключик»; «Инновационные методы преподавания русского языка: онлайн-справочник по лексической сочетаемости»; курс видеолекций «Русский фольклор»; мобильные приложения: адаптивный тренажер по грамматике русского языка; интерактивный сервис для развития навыков чтения; тотальный диктант, создание интерактивной среды «Ученый-учитель-ученик» (предметная область" Русский язык«) в образовательном пространстве Московской области; разработка и внедрение модели смешанного обучения «Учиться на русском».

Не менее интересными были проекты и в секции «Русская школа за рубежом и современная российская школа»: формирование проектных умений учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования технологии веб-квест; обучение учителей-предметников применению стратегии смыслового чтения как средству формирования метапредметных результатов обучающихся; русские имена на карте мира; видеотека бинарных уроков, культура диалога и другие. Меня привлекла секция «Развитие чтения на русском языке». Наверно потому, что хотелось услышать, как решаются проблемы по приобщению детей к чтению, какие новые приемы и технологии используют для этого педагоги и к какому результату приходят. Я не ошиблась в выборе секции.

Каждое выступление (а их было десять) привносило что-то новое, неповторимое и вызывало серьезную, глубокую работу ума, сердца, души. Так литературный веб-квест «Литературная мозаика» предполагал работу учащихся через сайт, на котором вывешивался график работы команд, предлагались произведения для прочтения и задания к ним, причем задания творческие, например: составление видео, картинная галерея, фильм, реклама, продолжение рассказа. Удивительный результат — работы интересные и неповторимые.

Е. О. Галицких, заведующая кафедрой русского языка Вятского государственного университета, раскрыла тему «Круг чтения современного читателя как педагогическая технология организации читательской деятельности в вузе и школе». Для решения проблемы, по её мнению, необходимы сотворчество и диалог между учителем и учениками. Этапы работы — этап навигации и мотивации на чтение, составление списка литературы, выбор автора, погружение в чтение, подготовка презентации, выступление. При этом — чтение с карандашом, заголовок, выбор цитат, составление списка приемов, ксерокопия лучшей страницы, поиск изюминки. В конце эмоционального повествования Елена Олеговна показала презентацию, сделанную учениками после прочтения рассказа о детдомовских детях и молодой учительнице, чьё сердце повернулось к детям. В зале не было ни одного равнодушного человека, слезы скатывались по щекам, не хватало воздуха, чтобы наполнить легкие и дышать. Я думаю, в этом и есть профессионализм педагога — достучаться до сердец учеников.

Подобная реакция у многих слушателей была и на защите социального проекта в виде фильма Л. В. Мельниковой из Донецка «Художественные чтения: Донбасс в зеркале русского слова» (в рамках года чтения в Донецкой Народной Республике), где учителя после курсов повышения квалификации, несмотря на тяжелейшие условия жизни, читают стихи и прозу украинских, русских писателей и поэтов, собственные стихи на русском языке.

О дистанционном обучении ребят русскому языку рассказала И. Н. Данилова из Донецкой республики. В связи с языковыми сложностями обучения детей она предложила для знакомства с биографией и творчеством писателя технологию постепенного выстраивания макета с различными предметами и обозначениями, что позволило легче усвоить материал.

Интересный педагогический проект представила Н. В. Киселева «Научи меня читать». Путешествуя по «Золотому кольцу» с ребятами, она предложила им поработать в группах (математики, географы, искусствоведы, литераторы) и представить проект через все предметы к смысловому чтению об особенностях этих мест России.

Загадочным и завораживающим было выступление А. А. Короблева об опытах криптологического анализа. Он поведал о двойном кодировании произведений: с одной стороны, произведение должно быть понятным и читаемым, с другой — более сложным и понятным не всем. В произведениях есть свои секреты, загадки, которых мы не знаем, но можем узнать. А для этого необходимо читать, читать, читать и пропускать тексты через себя. Тайну можно почувствовать.

Награждение выступающих, представивших лучшие проекты, по оценке слушателей, проходило в образовательном центре «Сириус», куда всех участников форума привезли после защиты. Современное просторное здание, где проживают и обучаются одарённые дети со всей России, поразило своим дизайном и размерами.

В конференц-зале нас приветствовали юные исполнители классической музыки, а также группа творческих ребят, которые пишут в жанре фанфикшен, ремейков. Позже нас познакомили с великолепными, хорошо оборудованными лабораториями биологии, физики, химии, которые расположены в бывшем пресс-центре олимпиады.

Всех собравшихся на форум объединяло главное — любовь к русскому языку, к русскому слову. И эта атмосфера подтолкнула меня к написанию стихотворения:

О, русский язык! Я так счастлива, люди,

Что он мой родной И роднее не будет.

Что в нем мои корни, Истории свет,

В нем слава и доблесть Наших побед.

Величье открытий И труд повседневный, И даже простой

Разговор откровенный. Где верой пропитано

Каждое слово. Любовью воспитано,

К бою готово. Форум словесников Тому подтвержденье.

Творенья кудесников Открылись в общении.

 

Наталья Петровна Олофинская,

заместитель директора

(861) 253-61-10

© 2015 KNMC.