Какие изменения в работу школы вносят новые ФГОС НОО и ООО

                                Как было

                                       Как стало

Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания

программ НОО, ООО

Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было

           Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что ОО может формировать программы разного уровня и направленности с учетом потребностей и способностей школьников.  Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – ОО

 вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать  индивидуальный учебный план в соответствии  с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)

Требования к результатам освоения программы

Требований было меньше

Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 9 ФГОС ООО)

Требования к пояснительной записке

Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО

Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на уровне ООО понадобится добавить

общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать принципы формирования и механизмы реализации программы. Это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО)

Требования к рабочим программам

Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий

Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим теперь  едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно  указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО,  п. 32.1 ФГОС ООО)

Содержание календарного плана воспитательной работы

Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах

Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует  (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО)

Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей

Деление предметов и курсов по предметным областям было другим

В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также структуру предметной области «Общественно-научные  предметы».  Теперь учебный предмет «История» включает  учебные  курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, ОО вправе разработать шаблон самостоятельно

Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов

Теперь изучение родного языка в ОО, в которых языком образования является русский

язык, и второго иностранного языка можно организовать, при наличии возможностей  ОО. При этом также надо получить заявления родителей (законных представителей)

 учеников. Изучение второго иностранного языка по заявлению обучающихся, их родителей (законных представителей) из перечня, предлагаемого ОО, при наличии необходимых условий. (п. 33.1 ФГОС ООО)

Объем часов аудиторной нагрузки

ФГОС НОО: 2904 – минимум, 3345 – максимум
ФГОС ООО: 5267 – минимум, 6020 – максимум

ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум п. 32.1 ФГОС НОО)
ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО)

Объем внеурочной деятельности на уровне НОО

1350 часов

1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)

                                                        Требования к структуре содержательного раздела ООП

Раздел включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы

На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо Программы  развития УУД указали программу формирования УУД у обучающихся. Программу коррекционной работы нужно включать,  если в ОО обучаются  дети с ОВЗ. Также добавили  рабочие программы модулей (п. 32 ФГОС ООО)

Особенности обучения детей с ОВЗ

Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о

ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО с учетом ПООП, в том числе ПАООП. (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов.  Например, для глухих и слабослышащих обучающихся  можно  не включать в программу  учебный предмет «Музыка»; для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с ТНР

 является обязательным изучение учебного  предмета «Развитие речи» в предметной области «Русский язык и литература»; для глухих,слабослышащих обучающихся, обучающихся с ТНР, обучающихся с нарушениями ОДА- изменение сроков изучения иностранного языка.

Для всех детей  с ОВЗ необходимо исключить изучение учебного предмета «Физическая культура» и включить учебный предмет «Адаптивная  физкультура». Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы  до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может составлять менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО)

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Настолько подробных норм не было

Зафиксировали право ОО применять различные образовательные технологии. Например,

электронное обучение и дистанционные образовательные технологии  (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории ОО, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО,  п. 35.4 ФГОС ООО)

Деление учеников на группы

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

Зафиксировали, что образовательную можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС НОО,  п. 20 ФГОС ООО)

Требования к программе формирования универсальных учебных      действий

Требований и норм было больше

Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)

Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований

Требования к рабочей программе воспитания  НОО стали  мягче. Законодатели указали,

что программа воспитания  для НОО может, но не обязана включать модули, и описали,

что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС  НОО).  для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня добавили обязательные требования к  рабочей

 программе  воспитания. Так, она должна  обеспечивать целостность  образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет  потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)

Информационно-образовательная среда

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у 

ученика и родителя или законного  представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО,  п. 35.3 ФГОС ООО)

Оснащение кабинетов

Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в ОО должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой

Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного нужно оборудовать  комплектами специального  лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО)

Обеспечение учебниками и учебными пособиями

Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде

Школа обязана обеспечить каждого  Ученика  минимум одним экземпляром учебных

 пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную  версию. Учебники можно предоставить в печатной в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)

Психолого-педагогические условия

Требований было меньше

В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям ОО. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение  участников  образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)

Повышение квалификации

Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен

 это делать  (п. 38.2 ФГОС НОО,  п. 39.2 ФГОС ООО)

Частные школы

Частные ОО могли получить бюджетные средства только в объеме норматива региона. Они не включали в себя все виды расходов и были ниже, чем у муниципальных школ. при этом брать деньги с родителей (законных представителей) учеников частные ОО не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали из бюджета

Частные и государственные ОО,  которые реализуют  государственные программы, надо

 финансировать в одинаковом  объеме (п. 39.4 ФГОС НОО п. 40.5 ФГОС ООО)

 

План мероприятий

(дорожная карта) по введению

федеральных государственных образовательных стандартов

начального общего и основного общего образования

в деятельность общеобразовательных организаций

города Краснодара

 

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки реализации

  1. Организационное обеспечение внедрения ФГОС

1.

Проведение информационно-методических совещаний для ЗВР по реализации рабочей программы воспитания

Жукова Н.И.

в течение года

2.

Разработка и утверждение дорожной карты по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО в общеобразовательных организациях муниципального образования город Краснодар

Петрова Т.А.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

Петриченко Г.И.

январь 2022

3.

Создание координационной группы по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО в  муниципальном образовании город Краснодар

Полякова Н.М.

Петрова Т.А.

январь 2022

4.

Разработка плана – графика по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО в общеобразовательных организациях

ПетроваТ.А.,

Старченко Л.П.

Петриченко Г.И.

январь 2022

5.

Проведение информационно-методических совещаний для ЗВР по реализации рабочей программы воспитания

Шкута Е.А.

Жукова Н.И.

в течение года

6.

Включение в план работы методических объединений учителей начальных классов и учителей – предметников мероприятий по распространению лучших практик по апробации примерных рабочих Программ по учебным предметам.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

январь 2022

6.

Включение в план работы  мероприятий  по организации введения обновленных ФГОС, в том числе по организации наставничества с целью повышения профессионального уровня учителей по вопросам введения ФГОС.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

январь 2022

7.

Формирование банка нормативно – правовых документов по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО и размещение его в виртуальном кабинете на сайте КНМЦ.

ДО и КНМЦ

январь 2022

8.

Оказание методической помощи по составлению основных образовательных программ общеобразовательных учреждений, рабочих программ по предметам.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

август 2022

 

 

 

 

  1. Информационное обеспечение ФГОС

1.

Размещение информации о введении ФГОС НОО и ООО в рамках реализации системы воспитания обучающихся в блоге «Лучший классный руководитель Краснодара»

Жукова Н.И.

в течение года

2.

Создание информационной страницы на сайте МКУ КНМЦ по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО в общеобразовательных организациях города Краснодара

Гамзаев И.М.

Морев И.А.

Шубин С.Г.

февраль 2022

3.

Размещение в виртуальном кабинете сайта МКУ КНМЦ методических и информационных материалов по введению ФГОС НОО и ООО.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

в течение года

2022

4.

Размещение информации о введении ФГОС НОО и ООО в общеобразовательных организациях в муниципальной газете «Панорама образования», электронном журнале «Наша новая школа»

Гамзаев И.М.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

Трачева В.Д.

Жукова Н.И.

в течение года

2022

 

Освещение информации о введении обновленных ФГОС НОО и ООО на сайте департамента образования муниципального образования город Краснодар и на сайте КНМЦ

Гамзаев И.М.

Морев И.А.

Шубин С.Г.

Старченко Л.П.

 

  1. Организация методического сопровождения ФГОС

1.

Семинары, мастер-классы, конкурсы, методические материалы по обновлению содержания воспитания

Жукова Н.И.

в течение года

2.

Цикл вебинаров и семинаров по изучению методических материалов по введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

в течение года

3.

Организация стажировочных площадок на базе общеобразовательных учреждений, принимавших участие в апробации примерных рабочих Программ по учебным предметам начального общего и основного общего образования.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

апрель - май 2022

4.

Организация проведения вебинаров издательств «Просвещение», «Легион», «Мнемозина», «Русское слово»

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

январь-

декабрь 2022

5.

Индивидуальные и групповые консультации для педагогических работников по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

в течение года

  1. Мониторинговые исследования и формирование оценки качества

1.

Мониторинг готовности к введению ФГОС НОО и ФГОС ООО в общеобразовательных организациях муниципального образования город Краснодар

Петрова Т.А.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

апрель – май 2022

 

Мониторинг МСОКО

Петрова Т.А,

Саркисян О.А.

Олофинская Н.П.

август 2022

 

Мониторинг по предметной и метапредметной обученности (ВПР)

Петрова Т.А.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

март 2022

 

Мониторинг по функциональной грамотности

Петрова Т.А.

Олофинская Н.П.

Старченко Л.П.

март 2022

 

Мониторинг по повышению курсовой подготовки в рамках обновленных ФГОС

Петрова Т.А.

Трачева В.Д.

июль 2022

  1. Повышение квалификации

1.

Сопровождение прохождения курсов повышения квалификации руководящими и педагогическими работниками, которые начнут реализацию обновленных ФГОС с 01.09.2022 (в 1-х классах ФГОС НОО, в 5-х классах ФГОС ООО)

Трачева В.Д.

Зурабиани И.Д.

Старченко Л.П.

В течение года

2.

Сопровождение прохождения курсов повышения квалификации педагогическими работниками общеобразовательных организаций, находящихся в ведении департамента образования администрации муниципального образования города Краснодар, в рамках регионального проекта «Современная школа»

Трачева В.Д.

Мельничук Я.Н.

Юрченко Л.Н.

В течение года

3.

Сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогическими работниками города Краснодара

Старченко Л.П.

Петриченко Г.И.

В течение года

4.

Изучение методических материалов и нормативных документов на федеральном портале "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru),

 

Отдел анализа и поддержки образовательного процесса МКУ КНМЦ

В течение года

 

Функциональная грамотность Приложения ИРО

 

Готовый комплект Документы в образовании Академия УМО

 

FGOS