Версия сайта для слабовидящих

Учителя ОПК берут на вооружение опыт лучших коллег

Опубликовано Н. М. Овсянникова в пт, 26.05.2017

Городские учителя основ православной культуры берут на вооружение опыт лучших коллег: конспектируют, задают вопросы и вновь записывают, ведь перед ними педагоги, у которых хочется учиться. Учителя делятся опытом преподавания ОПК и ОРКСЭ. Мастер-классы проходят в рамках ХIV Краснодарского педмарафона.

Мария Владимировна Степанченко, учитель СОШ № 55, показала мастер-класс «Семья — малая Церковь». Последние в истории России император Николай II и императрица Александра Федоровна пронесли свои чувства через все испытания и невзгоды. Их брак называют святым. На примере христианской семьи Царственных страстотерпцев учитель показала, как можно способствовать формированию у детей чувства любви и уважения к близким людям, правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям.

Мария Владимировна показала все стороны общений в царской семье. Во—первых, между супругами, когда, несмотря на высоту положения, выше которого и быть не может, император и императрица вели вполне простую жизнь, стараясь не предаваться излишествам; во-вторых, между родителями и детьми, показывая, как воспитывали в строгости своих чад; и в-третьих, между царственной семьёй и окружающими на примере благотворительности и служения людям.

Подытожила педагог свой мастер-класс словами: «Семья имеет своё начало на земле и имеет своё вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот, ради чего создаётся семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными».

Тему отношений в семье продолжила Нелля Владимировна Сидоренко, учитель СОШ № 84. Она говорила о нравственных основах семьи и брака и рассказывала о волнующих подростков темах добрачных отношений и проблемах семьи.

Необычным подходом в подаче материала о православном храме поделилась учитель СОШ № 66 Надежда Викторовна Тананко. Взяв за основу стихотворение Т. Дашкевич «Об одинокой мышке», педагог вместе с главной героиней стихотворения для всех присутствующих провела виртуальную экскурсию по храму. В ходе этой экскурсии Надежда Викторовна объясняла, что в храме нет ни одной лишней детали, каждая, казалось бы, мелкая деталь — это символ. Символ нашего мира, но не географический, а богословский. Храм показывает и рассказывает о Боге.

Важнейшая тема в курсе ОРКСЭ «Человек и Бог в православии». Именно понятие о Боге отличает христиан от других. Господь Бог — глава церкви, «камень краеугольный». Именно на этом понимании потом опирается весь остальной курс.

«Познать Бога невозможно человеку — и научить полностью задача не стоит. Потому ограничимся именами Божьими, встречающимися в Библии», — так начал свой мастер-класс учитель СОШ 98 Алексей Александрович Сайфулин. Он предложил коллегам написать на доске качества, отличающие человека от животных. «Разум», «речь», «совесть», «свобода» — появлялись слова на доске.

«Есть ли свобода, например, у кошки?» — вопрос педагога. Нет, у животных инстинкты. Кошку тянет к холодильнику сосиска и отпугивает страх веника. Какой инстинкт сильнее, тот и победит. Человек может выбирать, какой инстинкт подавить, а какой послушать. Но свобода человека ограничена, он не может сделать всего, что захочет. Бог может. Поэтому одно из имён Бога — Всемогущий.

У животных нет совести. А предельно развитая совесть, когда заботишься обо всех абсолютно во всем, это любовь. Потому ещё одно имя Бога — Любовь.

Перечисляя имена Божьи, Алексей Александрович, используя логическое исследование, подводит всех к основным отличиям человека от остального мира (разум, свобода, совесть), показывает, что их нет в природе. «Нет совести у камня, нет разума у солнца, нет свободы от законов природы у моря. Дать их мог только Тот, кто Сам ими обладает, и обладает в избытке. Эти три качества в христианстве называются образ Бога в человеке», — завершил своё выступление учитель.

Руководитель методического объединения учителей ОПК города Татьяна Михайловна Органова провела мастер-класс на тему «Зачем я учусь? Взгляд на учение с точки зрения православия». Педагог провела анкетирование старшеклассников, в котором последние высказали свои мотивы обучения: «...учусь для себя и родителей, чтоб стать умным и образованным, успешно окончить школу и поступить в университет, получить престижную работу и хорошо зарабатывать».

В ходе совместного обсуждения Татьяна Михайловна предложила выработать новую, более высокую, мотивацию учения, основанную на позиции православного человека, что учение — не только моё личное дело: «Я учусь для своего Создателя, чтобы, раскрывая заложенные во мне способности, прославлять Его; для своих родителей, чтобы оправдать их любовь; для Православной Церкви и Отечества, чтобы служить им всеми данными мне Богом талантами».

Хочется верить, что посетившие «День учителя основ православной культуры» педагоги пополнили свой педагогический багаж новыми интересными идеями.

 

Елена Александровна Гофербер,

ведущий специалист отдела анализа и поддержки образовательного процесса

(861) 259-21-79

© 2015 KNMC.