Версия сайта для слабовидящих

Концептуальные основы преподавания кубановедения и классов казачьей направленности.

Опубликовано Краева И.В. в чт, 07.09.2017

4 сентября 2017 года в гимназии № 3 прошел августовский семинар - совещание городского методического объединения   учителей кубановедения и классов казачьей направленности. На мероприятии присутствовали  краснодарские учителя кубановедения и классов казачьей направленности из 34 школ.   

На совещании выступали: представители издательства «Перспективы образования», И. А. Терская и Ю. А. Матвеева, главный специалист Краснодарского научно-методического центра - И.В. Антипова, заместитель директора, учитель истории и обществознания гимназии № 18 - Ю. Ю. Боцева, победитель краевого конкурса «Учитель года Кубани - 2017», учитель кубановедения гимназии № 82 - Ю.Г. Лунева.

С приветственным словом совещание открыла главный специалист Краснодарского научно-методического центра И. В. Антипова. Представители издательства «Перспективы образования» подробно рассказали о пособиях по изучению истории Кубани. Были рассмотрены изменения и новинки в пособиях и программах изучения, обзоры буклетов, учебников и дополнительных учебных пособий.  Работа по подготовке учебных пособий осуществляется в тесном контакте с министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и Институтом развития образования Краснодарского края. В составе авторских коллективов – ведущие кубанские ученые (А. А. Зайцев, В. Н. Ратушняк, Б. А. Трехбратов), известные краеведы, а также творчески работающие учителя и методисты. В настоящее время все учащиеся кубанских школ - с 1 по 11 класс - обеспечены интегрированными учебными пособиями по кубановедению.  Продолжается пересмотр изданий с учётом требований ФГОС основного общего образования и Историко-культурного стандарта. Завершается работа над созданием программы для 10-11 классов с учётом перехода на линейную систему преподавания истории. Авторские коллективы и редакционно-издательский отдел работают над созданием УМК для 10 класса. 

Большое внимание было уделено электронным учебным пособиям и интерактивным материалам. Новый закон об образовании рекомендует переходить на электронные учебники, однако, этот процесс пока находится на стадии разработки. Справедливо было упомянуто то, что многие школы не укомплектованы учебниками по ФГОС. Это может вызывать трудности в учебном процессе. Использование электронных пособий в учебном процессе будет способствовать повышению у школьников интереса к изучаемому предмету и успешному усвоению ими базовых понятий кубановедения. Тесты, задания и видеоматериалы, составленные с применением интерактивных технологий, позволяют учителю разнообразить формы и методы проверки знаний учащихся. В электронных учебных материалах отражены три основных направления изучения: история, культура и природа.

Ю. Ю. Боцева, заместитель директора гимназии № 18, осветила основную тематику совещания: анализ и перспективные направления  работы учителей кубановедения и классов казачьей направленности  в 2017-2018 годах. Были представлены новые методические рекомендации для учителей кубановедения и классов казачьей направленности, а также некоторые аспекты регионального компонента в рамках внедрения ФГОС. Показан  рейтинг участия краснодарских школ в муниципальных мероприятиях для классов казачьей направленности и по кубановедению в 2016-2017 годах.

В штатном режиме вводится федеральный государственный стандарт в 7-х классах. Сохраняется в календарно-тематическом планировании раздел «Духовные истоки Кубани», который изучается в объеме 4 часов в конце учебного года  с 1 по 11 класс. Продолжается использование разнообразных форм работы. Немаловажной составляющей реализации практической части преподавания предмета служит проектная деятельность.

Касаясь некоторых аспектов регионального компонента в рамках внедрения ФГОС, было отмечено, что федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» принципиально изменил действовавшую ранее модель организации единого образовательного пространства, практически игнорировавшую разнотипность входящих в нее этнических элементов. Существует ряд принципиальных вопросов, по которым ученые не могут прийти к единому мнению (региональный компонент или национально-региональный компонент). Все регионы РФ включают региональный компонент в свои учебные планы в двух вариантах – моносубъектном и полисубъектном.

Поскольку «Кубановедение» реализует региональный компонент, то по завершении курса государственный экзамен не предусмотрен. В отличие от других предметов, сложные вопросы кубановедения связаны, прежде всего, с конкретными теоретическими вопросами целого цикла наук, изучающих проблемы региона, а также отдельными аспектами педагогических методик. Для разрешения подобных сложных ситуаций рекомендуется обращаться к новейшим монографиям, диссертациям и сборникам, посвященных спорным вопросам, или осуществлять взаимодействие с коллегами и профильными образовательными организациями. Составной частью предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион. Одна из задач регионального предмета «Кубановедения» - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Кубановедение возможно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания.

Ирина Владимировна Антипова далее подробно остановилась на программном обеспечении в основной и старшей школе по ФГОС и ФКГОС. В 5-7 классах всех общеобразовательных организациях города Краснодара преподавание кубановедения ведется по линейной системе историко-культурного стандарта в синхронном изучении с историей. В 8-11 классах изучение данного предмета идет в пилотном режиме.

Юлия Геннадиевна Лунева, победитель краевого конкурса «Учитель года Кубани - 2017», рассказала о своем преподавательском опыте и инновациях, внедряемых ею в учебный процесс преподавания кубановедения, показала присутствующим мастер-классы и игры для учеников.

Подводя итоги совещания, можно сказать, что были рассмотрены концепции учебно-методического комплекса по кубановедению, концептуальные основы преподавания данного предмета. Это позволяет краснодарским школьникам в полном объеме и разносторонне  изучать материал в рамках регионального компонента.

Вся информация совещания размещена на сайте МКУ КНМЦ в разделе «Виртуальный кабинет»- «Общее образование»: Кубановедение

М.А. Савченко,

специалист 1 категории отдела анализа и поддержки образовательного процесса.

© 2015 KNMC.