Версия сайта для слабовидящих

В творческом коллективе учителей русского языка.

Опубликовано Краева И.В. в Пнд, 04.12.2017
img_5131.jpg
img_5130.jpg
img_5128.jpg
img_5125.jpg
img_5121.jpg

30 ноября распахнул свои двери лицей № 64 для 35 учителей русского языка и литературы города Краснодара. Здесь прошел семинар «Работа с текстом как основная форма развития коммуникативной личности».

В последнее время на всех форумах и дискуссионных площадках, посвященных русскому языку, поднимаются вопросы, связанные с пониманием текстов разных форматов, жанров, умением создавать собственные, интерпретировать, выразительно читать. Ведь от общего понимания содержания любого текста, порой, зависит судьба людей и даже страны.

Не случайно министерство образования России ввело итоговое сочинение в 11-х классах в качестве допуска к сдаче единого государственного экзамена, а в 9-х в октябре-ноябре 2017 апробировало модели устного экзамена, на котором предполагается выполнение следующих заданий: чтение текста, его пересказ с использованием цитаты, составление рассказа по фотографии или предложенной теме, диалог.

Учителя русского языка города прилагают все усилия, чтобы хорошо подготовить учащихся к итоговой аттестации, о чем говорят высокие результаты. Но при такой наполняемости классов (30 человек и более) глубоко и ежедневно работать с текстами на уроке, погружаясь в содержание и осмысление, очень сложно. Для этого необходимо искать новые технологии, уплотняя урок, развивать самостоятельность учащихся и использовать курсы внеурочной деятельности.

Всестороннюю работу в этом направлении представил творческий коллектив методического объединения русского языка лицея № 64.

Открыла семинар учитель русского языка О.Д.Сухова уроком в 5-ом классе «Рассуждение как тип речи». Проблемными вопросами учитель подвела ребят к теме урока. Потом самостоятельно на карточках предложила вставить пропущенные слова, получилось высказывание о тексте и типах речи, которое один ученик зачитал вслух. Продолжилась работа определением типов речи и установлением соответствия текстов в таблице. Интересным и сложным было задание по восстановлению текста на 7 карточках (цвета радуги). Учащиеся работали в парах и достаточно быстро собрали текст. Сделав выводы о признаках текста, ребята вспомнили схему его построения, а затем по данным учителем тезису и выводу дописали самостоятельно аргументы. Получились интересные сочинения... у всех разные.

Учитель Н.Л.Чуклова говорила о критериях понимания текста школьниками, о псевдотекстах, о чтении с остановкой и комментированием отрывков, о разных формах работы по созданию собственных текстов учащимися, об игровых технологиях, например, театрализация, помогающих не только проигрывать, но и осмысливать тексты, учиться грамотно и культурно их произносить.

"Методической копилкой" (практические материалы для работы с текстом) поделилась учитель русского языка Е.П.Сиберт. Она познакомила участников семинара с учебниками и пособиями, по которым работает, рассказала об особенностях каждого, прокомментировав, как и на каких уроках их использует. А потом предложила раздаточный материал (интересные тексты с заданиями для учащихся старших классов).

О работе с поэтическим текстом увлеченно рассказала учитель русского языка Н.А.Ольгина. Она показала видеофрагмент занятия, где учащиеся выразительно читали тексты двух стихотворений, а потом анализировали их по форме, по содержанию, изобразительным средствам языка. Многие её учащиеся стали победителями и призерами муниципальных, региональных конкурсов.

Можно много говорить о языковой культуре и при этом совершенно не придерживаться правил в собственной речи. Радует то, что и учителя лицея, и их учащиеся умеют хорошо, свободно и правильно говорить. Коммуникативная среда формирует коммуникативную личность.

 

Н.П.Олофинская,

заместитель директора,

2536110

© 2015 KNMC.