Версия сайта для слабовидящих

Новации – мастерство учителя

Опубликовано Краева И.В. в Пнд, 29.01.2018
slushateli.png
chtenie.png

25 января в рамках Школы молодого учителя  проведен мастер-класс  для 17 молодых учителей русского языка «Урок развития речи. Сочинение по картине» учителем русского языка и литературы СОШ № 35 Л.А. Бешановой. Эти уроки не очень любят учащиеся да и родители, которым часто приходится участвовать в написании домашних сочинений. Почему? Да потому что надо думать, наблюдать, погружаться в тему, составлять лексический ряд словосочетаний, план, устное высказывание, а потом писать…

В 2017-2018 учебном году по всей России, также и в городе Краснодаре, проходит апробация устного экзамена по русскому языку в 9-х классах. В КИМах, помимо выразительного чтения и устного пересказа прочитанного текста,  в третьем задании предлагается учащимся составление рассказа по картине или фотографии.

Назвать это задание новым и неожиданным для детей нельзя, так как  учебные программы по русскому языку для основной школы предполагают проведение уроков по развитию речи. Учащиеся знакомятся с типами сочинений (повествование, описание, рассуждение), структурой и особенностями написания каждого.

Научить ребёнка составлять собственный текст, т. е. самостоятельно писать – задача не из лёгких. Именно профессионализм, мастерство учителя, эмоциональный настрой, артистизм могут мотивировать учащегося на изложение своих мыслей. К написанию сочинения надо подвести…

Только неординарный учитель-личность способен на такое. Лариса Альбертовна своим рассказом, голосом, эмоциями, действиями завораживает не только детей, с которыми ежедневно работает, но и молодых учителей, участвующих в мастер-классе. Она предложила разные методы, приёмы, технологии работы, которые использует в практике. Так, видеоряд репродукций И.Э.Грабаря («Мартовский снег». «Иней», «Иней. Восход солнца»  и т.д.) подготовил к восприятию зимних пейзажей, очень любимых автором и часто встречающихся в его творчестве.

Учитель в каждом холсте нашла какую-то особенность и тонко подмеченную, неповторимую красоту природы: снег – то белый, пушистый, первозданный, мягкий, то желтоватый, серый с синевой, жесткий, колючий; иней – серебристый, игольчатый, искристый; фоновые оттенки цвета, палитра красок, своеобразие пейзажа.

И лишь после этого перешла к рассмотрению картины «Февральская лазурь», рассказав об истории её написания. Автор картины, отдыхая зимой у своего друга в деревне, вышел прогуляться. Палка, служившая опорой при ходьбе, выпала из рук. Он нагнулся, чтобы поднять её, и увидел…удивительное чудо: чистая, прозрачная небесная лазурь пробивалась через роскошные ветви березы, образ которой не раз находил воплощение в картинах. Грабарь замер…, а через время вернулся домой… и написал шедевр.

В работе над картиной «Утро» Т.Яблонской учитель использовала групповую технологию: одна группа составляла словосочетания, описывающие девочку, другая – передний план (стол, кувшин, вазу с хлебом), третья – задний план (стена, окно, лиану).

Повествуя, привлекая к работе молодых учителей, внимательно слушавших и активно реагирующих, Лариса Альбертовна зачитывала сочинения учащихся 5-6-х классов, которые они писали в школе, а не дома, вспоминала интересные факты из жизни художников, шутила, приводила примеры из литературы, комментировала новые слова и понятия.

Время прошло незаметно… Уходить не хотелось… Беседа продолжилась в неформальной обстановке. Молодые педагоги благодарили учителя за такой творческий, интересный мастер-класс.

 

 

Олофинская Н.П.,

заместитель директора,

2356110

© 2015 KNMC.