Версия сайта для слабовидящих

Языки ЕГЭ, и как успешно сдать экзамен по биологии

Опубликовано И.А. Морев в Втр, 19.06.2018

Сегодня 18 июня 2018 года проводятся ЕГЭ по иностранному языку (в письменной форме) и биологии.

Что касается иностранных языков, то экзамен можно сдавать по английскому, немецкому, французскому и испанскому.

 

«Если сравнивать экзамен по английскому языку с самым началом его появления, то, конечно, сдавать стало сложнее. Например, не было устной части, а тексты были проще. Задания экзамена выстроены на трех уровнях сложности — базовом, повышенном и высоком. Начинать готовиться нужно как можно раньше. Если английский в школе начинается со второго класса, таким детям легче, если позже — гораздо сложнее. Итоговый результат по ЕГЭ зависит только от того, на сколько усердно  занимался обучающийся и сколько собственных усилий было вложено самим школьником на протяжении всего курса обучения», — рассказывает учитель иностранного языка Юлия Сергеевна Малахова, учитель иностранного языка школы № 52.

«ЕГЭ по иностранному языку состоит из двух частей: письменной и устной. Устная часть, введенная в 2015 году, не является обязательной. Тем не менее, отказавшись от ее сдачи, выпускник автоматически лишается возможности получить максимальный балл за экзамен: вместо привычных 100 баллов он может набрать только 80 – самая высокая оценка за письменную часть.

В письменной части ЕГЭ по английскому языку есть 4 блока, каждый из которых оценивается в 20 баллов: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо.

Сдача экзамена по английскому языку проходит в 2 дня. Один день отведен для решения письменной части: на ее выполнение одиннадцатиклассникам дается ровно 3 часа. Устная часть экзамена проводится в другой день. Выпускники сдают ее при помощи компьютерной программы: у ученика есть не более 15 минут для записи своих ответов.

Порядок прохождения через письменную и устную части экзамена определен в пользу учащихся. Так выпускники сначала прошли через этап «Говорение», в результате чего они смогли воспользоваться еще другими днями, чтобы дополнительно потренироваться в решении заданий из письменной части экзамена.

В настоящее время английский язык является предметом по выбору: ученики самостоятельно принимают решение о его сдаче в формате ЕГЭ. Однако уже несколько лет назад было официально объявлено, что ЕГЭ по иностранным языкам, в частности, по английскому языку, станет обязательным для всех выпускников российских школ, начиная с 2022 года».

Это мнение специалиста в области преподавании иностранных языков, учителя высшей категории, эксперта ЕГЭ Юлии Сергеевны Малаховой.

А теперь спросим специалиста по биологии Краснодарского научно-методического центра Елену Александровну Гофербер.

         Как успешно сдать ЕГЭ по биологии?

Можно десять раз прочитать учебник от корки до корки, а через несколько месяцев обнаружить, что прочитанное удивительным образом улетучилось из головы, а можно проработать книгу три раза и запомнить все основные его положения на многие годы. Дело в том, что эффективность запоминания зависит от вашего метода работы с учебным пособием, и основана на фундаментальных принципах работы мозга. Начнем с памяти.

Возможно, вы слышали: что память человека можно разделить на три вида: кратковременную, оперативную и долговременную. За свою жизнь наш мозг перерабатывает триллионы бит информации, а запоминаем мы ничтожную долю этого.

Поэтому не спешите сразу читать учебник с первой главы. Прочитав несколько абзацев, задайте себе вопрос: «А что я понял(а) из этого? А что будет дальше? А как я могу применить это в своей жизни и учебе?» Не переходите к следующим разделам, не усвоив предыдущие.

         Старайтесь искать смешное, несуразное, алогичное в прочитанном. Критикуйте автора, ловите его на повторах и несуразностях, пробуйте читать через одно предложение, только не оставайтесь безразличными. Материал должен, так или иначе, задевать вас, ибо если он оставит вас равнодушными, то окажется первым претендентом на стирание в первую же ночь.

Например, вы изучаете строение пресмыкающихся, отряд чешуйчатые. Можно прочитать три-четыре раза, чем змеи отличаются от ящериц и так и не запомнить всех различий, а можно действовать более эффективно. Для этого поставьте проблему, задайте себе вопрос, например, почему у змей нет грудины? Постарайтесь понять логику биологического развития и эволюцию змей. Ведь когда-то они были похожи на ящериц, и лишь потом утратили грудную кость. Почему? Когда вы начнете интенсивно обдумывать эту проблему, мозг активируется, и взаимодействие оперативной и долговременной памяти возрастет в несколько раз. Кажется, что удобнее получать готовые, «разжеванные» ответы на все вопросы, но в десятки раз надежнее сохраняется личный опыт, сопряженный с умственными усилиями.        

Второй принцип - «привязки к себе». Особенно легко он может быть применен при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека. Здесь даже не нужно сильно напрягать свое воображение - ведь фактически, вы изучаете не какого- то абстрактного человека, а самого себя. Постарайтесь это понять, и учить данный предмет будет значительно легче и интереснее. Разбирая скелет человека, постарайтесь обнаружить у себя соответствующие кости, потрогать их, найти начало и конец, определить подвижность суставов, наметить места наложения шин в случае перелома (эти вопросы, кстати, входят в школьную программу, но мало кто обращает на них внимание, за что потом и расплачивается на экзамене).

Конечно, несколько труднее осуществить принцип «привязки к себе» при изучении ботаники или зоологии, но и там это возможно.

Третий принцип - «структурирования знаний». Он означает, что для успешного запоминания необходимо разбивать учебный материал на смысловые блоки, связанные единой темой, и переходить к изучению следующего такого блока только после усвоения предыдущего. Читая книгу, старайтесь раскладывать материал «по полочкам», составляйте списки, рисуйте схемы и таблицы. Педагоги давно установили, что применение «принципа наглядности» повышает усвоение учебного материала на 30-40%.

Четвертый принцип - «использование нескольких видов памяти», означает, что для успешного запоминания нужно помимо логической стараться по мере возможности использовать и другие виды памяти: зрительную, слуховую и механическую. Каждый из вас знает, как долго сохраняются двигательные навыки - раз научившись плавать или ездить на велосипеде, забыть эти движения уже невозможно. Поэтому, если вы будете не только рассматривать, но и сами рисовать по мере изучения схемы, таблицы и рисунки из учебника, то на экзамене вы «автоматически» их воспроизведете (дело только в количестве предварительных тренировок).

Технология здесь простая - вы смотрите на рисунок и стараетесь скопировать его на черновик. Затем снова в течение 10-15 секунд рассматриваете этот рисунок, после чего уже по памяти рисуете его на листе бумаги. Затем открываете оригинал и сравниваете его с вашей копией, отмечая ошибки и неточности, после чего делаете еще одну попытку по памяти воспроизвести рисунок. Как правило, в 90% случаев третья попытка оказывается успешной, и рисунок запечатлеется в вашей памяти надолго. Последний раз вы возвращаетесь к этому рисунку при повторении за 2-3 недели до вступительного экзамена, и можете быть уверены - на экзамене на черновике вы почти не задумываетесь точно воспроизведете необходимую схему, что поможет вам найти правильный ответ на сложный вопрос.

Возможно, советы наших педагогов помогут наилучшим образом сдать ЕГЭ! Успехов всем выпускникам!

 

И. Баландина,

специалист I категории МКУ КНМЦ

© 2015 KNMC.