Федеральные документы
Региональные документы
Информационно-справочные материалы
Аттестация педагогических кадров – периодическое установление квалификационной категории - является важнейшим средством оценки и развития профессионализма педагога, одним из стимулов повышения его квалификации. Она может быть механизмом управления карьерой учителя, поскольку присвоение квалификационной категории является значимым показателем позитивного развития его профессионализма.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (гл.1, ст.2, п. 5) квалификация определяется как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».
В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» от 15.05.2013 г. № 792-р одна из задач на обозначенный период - «создание современной оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия». В результате должны повыситься удовлетворённость населения качеством образовательных услуг, уровень квалификации педагогических кадров.
В связи с этим усилия министерства образования и науки Краснодарского края, органов управления образованием, образовательных организаций всегда направлены на выполнение задач аттестации:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Аттестация педагогических работников образовательных организаций проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года № 276) и региональными документами по вопросам аттестации.
Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемым педагогическими работниками должностям и установления квалификационных категорий проводится по желанию педагогов, на основании их заявлений. Процедура аттестации предполагает всесторонний анализ профессиональной деятельности и оценку на основе результатов работы аттестуемых педагогических работников. Оценку осуществляет аттестационная комиссия министерства образования и науки Краснодарского края. Для полного, сбалансированного анализа и объективной оценки результатов работы аттестуемых используются оценочные таблицы – Перечни критериев и показателей (приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 22.09.2014 года № 4111). Результаты работы оцениваются в баллах: для установления первой категории надо набрать не менее 170 баллов, для установления высшей – не менее 240 баллов. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на пять лет.
Аттестация отдельной категории педагогических работников, претендующих на имеющуюся у них квалификационную категорию в связи с истечением срока её действия, проводит аттестационная комиссия министерства образования и науки на основе письменного представления руководителя образовательной организации, в котором указаны сведения о результатах профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника, либо в порядке, установленном федеральным правовым актом (приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 30.09.2014 года № 4286).
Оценка уровня квалификации педагогических работников при аттестации рассматривается сегодня как весьма значимая. Это повышает качество деятельности за счет получения внешней оценки профессиональной деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов профессионального развития педагогов.