1 марта представители методических служб 30 муниципалитетов Краснодарского края собрались в гимназии № 87 города Краснодара на стажировочной площадке Краснодарского научно-методического центра «Роль методической службы в управлении повышением качества образования». Целью проведения мероприятия стало тиражирование и масштабирование опыта реализации методической работы в городе Краснодаре.

Стажировочная площадка включала в себя пленарную часть, торжественное открытие которой украсил творческий коллектив гимназии 87 «Веснянка» с танцевальным номером «Школьная полька», и работу в секциях.

С приветственным словом к участникам обратились Т.А.Гайдук, ректор ГБОУ ИРО Краснодарского края, и директор МКУ КНМЦ А.В.Шевченко.
Заместитель директора МКУ КНМЦ Н.П. Олофинская рассказала об особенностях системы методической работы в Краснодаре.
Ю.Ю.Михненко, заместитель директора МКУ КНМЦ, поделилась опытом создания и функционирования Проектного офиса в системе образования Краснодара.

Работу стажировочной площадки продолжили 5 секций:
 1. Секция «Воспитание: новое время - новые возможности». На секции участников познакомили с деятельностью отдела анализа и поддержки воспитательного процесса МКУ КНМЦ, с новыми формами работы с руководящими и педагогическими работниками - ШУМ с ЗВР со стажем работы от 0 до 3 лет, ежегодный городской форум классных руководителей, городские методические объединения педагогов дополнительного образования. Интерактивный музей на базе платформы ВКонтакте вызвал интерес участников. Данный сервис может помочь создать платформу по патриотическому воспитанию и не только для школ и даже для района или муниципалитета. Конкурсное движение, как одна из форм демонстрации педагогического мастерства, было продемонстрировано участникам. Мастер- класс по разработке положения конкурсов в области воспитания позволил разработать положение об открытом конкурсе для педагогов реализующих процесс воспитания, который планируется провести в 2024- 2025 учебном году. Участниками и специалистами отдела принято решение о создании краевого сообщества специалистов, отвечающих за воспитательную работу в муниципалитетах.

 2. Секция «Мониторинг не ради мониторинга?!» В рамках работы секции свою работу представляли отдел мониторинга системы образования и отдел организационно-методического обеспечения качества оказываемых услуг МКУ КНМЦ. Участники стажировочной площадки вместе с Еленой Александровной Гофербер и Оксаной Александровной Саркисян обсуждали вопросы повышения качества образования. На площадке были рассмотрены следующие ключевые вопросы:
- повышение объективности оценочных процедур в муниципалитете;
- кластерный подход к анализу результатов оценочных процедур;
- мониторинг показателей системы образования Краснодара;
- методическое сопровождение школ с низкими образовательными результатами.
Руководители секции поделились опытом работы методического центра по аналитической работе с административными командами школ города, с целью получения объективных результатов оценочных процедур, их правильному анализу, для улучшения образовательных результатов. В ходе работы участникам секции были предложены для решения практические задачи: составление плана по повышению объективности оценочных процедур в муниципалитете, планирование управленческих решений на основе показателей мотивирующего мониторинга. Участники секции, разделившись на группы, нашли практические решения предложенных задач и представили их друг другу. Предложенную форму взаимодействия участники секции решили взять в работу и в своих методических службах.

 3. Секция «Сопровождение и развитие участников образовательного процесса через профессиональные сообщества» В работе секции приняли участие руководящие работники из 11 муниципалитетов Краснодарского края. Отдел профессионального развития педагогических работников представил изюминки своей работы, заострил внимание на основных направлениях работы отдела. Был представлен опыт работы с кадровым резервом и профессиональными сообществом. Практикум по организации сетевого взаимодействия профессиональных сообществ показал, что это очень актуальная тема, предложены новые формы работы, которые специалисты отдела сразу взяли на заметку. Сегодняшнее мероприятие было своевременным и очень важным для всех участников.

 4. Отдел анализа и поддержки образовательного процесса провел секцию «Когда все учатся у всех». С приветственным словом выступила начальник отдела Лариса Петровна Старченко, которая познакомила присутствующих со специалистами отдела, рассказала о работе отдела с педагогами города, наиболее важными направлениями работы отдела. Мастер-класс по теме «Педагогический марафон: единство в многообразии» провели главные специалисты отдела Елена Евгеньевна Фисенко и Ульяна Александровна Лисовец. Они познакомили участников секции с 20-летней историей и форматом проведения Краснодарского педагогического марафона. Его целью является вовлечение педагогов в творческий инновационный поиск. Согласно концепции и передовому опыту советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского, для того, чтобы создать нечто новое, педагог должен обладать совокупными творческими способностями, уникальными качествами, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция. Творческое развитие педагога - это длительный процесс, который формирует мастера своего дела, профессионала в своем мире. В рамках деловой игры гости секции учились искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, тем самым повышая свой профессиональный уровень. В мастер-классе «Конкурсное движение как фактор новых компетентностей педагогов» главные специалисты Антипова Ирина Владимировна и Жане Лариса Хазретовна рассказали о проводимых конкурсах. Слушатели из территорий Краснодарского края получили раздаточный материал - брошюру с положениями пяти муниципальных конкурсов, которые проходят только в муниципальном образовании город Краснодар. Это: «Читающая мама», «Читающий Краснодар», «Город как образовательная среда», «Прорыв в науку ХХ1 века», «Наш родной казачий край». Было предложено составить и оформить совместный образовательный проект «Читаем всей семьей», который и стал продуктом их творческой работы. Мастер-класс по теме «Профориентация от А до Я: Краснодарская система профориентационной работы» провели главные специалисты Юлия Фёдоровна Возгрина и Елена Анатольевна Копыт. Они рассказали о системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в городе Краснодаре, которая затронула аспекты работы методической службы со школьными специалистами, организациями среднего и высшего образования, организациями-партнёрами и предприятиями города. Также на мастер-классе участники подняли вопрос успешности личности и вывели «формулу успеха». Своим опытом работы по возрождению духовных, исторических и культурных традиций кубанского казачества поделилась ведущий специалист Людмила Николаевна Юрченко. Она подчеркнула, что возрождение казачества связано с гражданско-патриотческим воспитанием учащихся, способствует укреплению семейных ценностей и традиций, формированию личности патриота Кубани и России. Для развития казачьего образования проводится планомерная работа, создано методическое объединение, развито тьюторство и наставничество. Внеурочные занятия проводятся с использованием современных технологий. В школах активно работают казаки наставники. Осуществляется сотрудничество с музеями, с КубГУ, со священнослужителями. Устанавливается сетевое взаимодействие. По завершении работы участников секции приветствовал казачий парадный расчет и ансамбль МАОУ СОШ № 75.

 5. Секция «Методическое сопровождение дошкольных образовательных организаций» Первое рассмотренное в рамках секции направление — «Включение дошкольных образовательных организаций в разные виды сетевого взаимодействия». Данная тема вызвала живой интерес у представителей муниципалитетов Краснодарского края. Ведь «сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов». Такая организационная схема особенно актуальна в наше время. Коллеги признались, что ищут новые форматы и инструменты, чтобы сделать работу более эффективной и иметь возможность взаимодействовать, обмениваться опытом с социальными партнерами, находящимися в другом городе, регионе, стране. На примере работы города Краснодара рассмотрели сильные стороны взаимодействия и систематизацию информации по инновационной деятельности. На практической части гостями площадки были разработаны три варианта построения сетевого взаимодействия, проведен анализ сильных и слабых сторон, выбраны самые результативные направления, которые обязательно надо учесть при формировании сети. Было проведено знакомство с методической копилкой на сайте МКУ КНМЦ, которая поможет педагогам в правильной организации своей деятельности, правильному ведению своей документации, а разработанный интернет ресурс инновационной инфраструктуры вызвал огромный интерес у аудитории. Коллег заинтересовала созданная нами удобная и понятная система по выбору и дальнейшему взаимодействию ДОО с социальными партнерами, которую они решили рассмотреть и внедрить у себя в муниципалитете. Второе направление секции представили специалисты отдела Ольга Владимировна Ткаченко и Виктория Викторовна Тупиха, в рамках Воркшопа «Конкурсное движение в детских садах: педагоги, и не только». Конкурсы профессионального мастерства являются сильным источником стимулирования мотивации для саморазвития и профессионального роста. Однажды приняв участие в одном конкурсе и проникнувшись атмосферой этого события, педагоги продолжают повышение своего мастерства, участвуя в других. Гости познакомились с организацией уникальных конкурсов для дошкольных организаций, проводимых только в Краснодаре, таких, как «Методическая служба – формула успеха», «Лучший руководитель дошкольной образовательной организации» и «Педагогические весны». Участникам секции были предложены QR-коды, по которым они могут ознакомиться с положениями этих конкурсов, а также с порядками проведения конкурсов для детей: муниципального этапа Всероссийского конкурса «Я — исследователь» и шахматного турнира для воспитанников детских садов. Кроме этого, они получили и QR-код на электронную форму, разработанную для сбора заявок участников конкурса «Я — исследователь». В рамках практической части были разработаны три конкурсных задания, которые можно включить в порядок проведения конкурса «Лучший руководитель дошкольной образовательной организации», и как показало сравнение с действующим положением, мнения о конкурсных заданиях в основных блоках совпали. Третьим направлением секции стал митап «Система работы с начинающими педагогами», который провела специалист отдела Ирина Вениаминовна Мигунова. Благодаря сложившейся системе работы с начинающими педагогами менее болезненно проходит их вхождение в должность, быстрее и качественнее формируются широкий набор профессиональных действий, творческое и позитивное отношение к своей работе, закрепляется способность к быстрому приему информации и её передаче педагогам, родителям и детям. Кратко были обозначены те формы взаимодействия с начинающими педагогами, которые представлены в Краснодаре в целом — как со стороны администрации города и департамента образования, так и те, которые проводятся другими отделами КНМЦ. Подробно же были рассмотрены алгоритмы организации работы Школы начинающего старшего воспитателя и Клуба начинающего психолога, исходя из того, что эта форма работы является постоянно действующей, и состав слушателей будет практически неизменным. Затем участникам секции было предложено составить примерный план работы школы начинающего педагога на выбор — определить ключевые вопросы, ответы на которые будут интересны и полезны большинству участников, состав спикеров, соотношение практических и теоретических часов, периодичность встреч. Актуальной темой для наших гостей стало введение в профессию воспитателей, поэтому тематика занятий школы была подобрана исходя из возможных затруднений в деятельности именно этой категории. А в качестве взноса в методическую копилку участников им были розданы планы работы тех школ, которые были представлены в начале.

В завершении работы секций гости оставили свои отзывы и поделились предложениями по поводу дальнейшей работы. Эта форма взаимодействия была признана эффективной, прозвучали пожелания чаще использовать её, выделяя больше времени на практическую часть.

ФОТОРЕПОРТАЖ