Следующий этап - «Пресс-конференция» и «Нобелевская лекция» на свободную тему.

В начале мероприятия Наталья Львовна Степанова, обладатель «Хрустального Пеликана» 2014 года,  поделилась впечатлениями о пройденных этапах и пожелала успехов всем участникам.  В 2022 году Ассоциация учителей года города Краснодара, председателем которой является Наталья Львовна, вручает Почётный знак Ассоциации «Кристалл» за личностное совершенствование и вклад в развитие конкурсного движения. Обладателем становится Наталья Михайловна Полякова, заместитель директора департамента образования муниципального образования город Краснодар. Полина Алексеевна Пятакова получила от Ассоциации статуэтку пеликана. Междисциплинарное жюри все конкурсные дни тщательно отслеживало уроки с целью присуждения приза за «Урок XXIвека». Это урок – событие, урок - идея, которую воплощает учитель в жизнь! В этом году Дипломом за творческую реализацию инновационного замысла на уроке литературы в рамках профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара – 2022» награждена Арутюнян Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы школы № 61. Приз за «Урок XXIвека» достался Щербаковой Екатерине Александровне, учителю математики гимназии № 23.

В пятерку суперфиналистов вошли: Арутюнян Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы школы № 61, Илющихина Марина Ивановна, учитель математики и физики лицея № 90, Лапшина Полина Камиловна, учитель биологии гимназии № 33, Чернова Виктория Александровна, учитель английского языка гимназии № 36, Щербакова Екатерина Александровна, учитель математики гимназии № 23. Всем участникам были вручены памятные серебряные пеликаны.

Тема пресс-конференции – «Школа в условиях современных вызовов».

Участникам предложено 8 вопросов, один из которых не оценивается членами жюри.

1. Какой самый важный урок Вы извлекли изо всех лет вашего учительствования?

2. Анатолий Каспаржак, научный руководитель Центра развития лидерства в образовании:  «Учителя – это та категория, которая меньше всего… 

– Завершите высказывание

3. На Ваш взгляд, в чем состоит самая большая беда и угроза детству?

4. Продолжите мысль:

«Главное, что привносят общие и частные педтехнологии в образование, это – …

5. Воспитывать убеждения – ключевая педагогическая сверхзадача в любую эпоху.

– Какие убеждения воспитываете Вы?

6. Читаем в медицинском справочнике: «Синдром профессионального выгорания приравнивается к III стадии истощения при длительном стрессе», а статистика свидетельствует, что 75% учителей школы находятся в постоянном напряжении на уроке, а 52% и дома не могут расслабиться.

– Как не допустить или бороться с неизбывным профессиональным выгоранием?

7. Профессор В.А. Носкин утверждает: «Многие считают, что главная проблема в школе – перегрузки. Самое вредное в школе – недогрузки. Они вызывают активную деятельность другого вида, например, интерес к вредным привычкам».

– Что скажете?

Каждый из участников на основе приобретенного опыта, житейской мудрости, научного подхода отвечал на предложенные вопросы. Лапшина Полина Камиловна, учитель биологии гимназии № 33, имея пятнадцатилетний стаж педагогической деятельности, считает, что учитель не может всё знать и уметь – учитель должен научить детей находить нужную информацию. Щербакова Екатерина Александровна, учитель математики гимназии № 23, уверена, что урок – это сознание того, что человеческое доминирует над научным, поэтому нужно воспитывать в  каждом ребенке личность. Илющихина Марина Ивановна, учитель математики и физики лицея № 90, считает, что при наличии любимой профессии (для неё – это профессия педагога), учитель меньше всего подвержен стрессу. Арутюнян Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы школы № 61, уверена, что беда и угроза детству состоит в отсутствии внимания родителей, равнодушии близких людей, отсюда – детское одиночество. Чернова Виктория Александровна, учитель английского языка гимназии № 36, воспитывает в своих детях мир, который отражается в ней самой, мире вокруг нас, всё то прекрасное, чему учит нас цивилизация, культура иного народа.

«Нобелевская лекция» на свободную тему с целью предъявления видения современных проблем и возможных путей их решения, в том числе средствами образования. Выбор темы позволяет понять, какие конкретные проблемы волнуют данного учителя, а в его лице и значительную часть педагогического сообщества. А члены жюри за 7 минут публичного выступления должны были оценить обоснование актуальности и остроты затронутых вопросов, аргументированность позиции и видение путей решения проблем, ценностную направленность и социальный оптимизм, а также оригинальность изложения и содержательного наполнения при соблюдении жанра.

     Арутюнян Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы школы № 61, остановилась на проблеме воспитания духовно-нравственной культуры. «Если мы, взрослые, говорим о нравственности, то мы и должны совершать высоконравственные поступки, проявлять волю. Если мы говорим о положительном отношении к нормам, о необходимости следовать им, то мы должны их соблюдать. Не имея достаточного жизненного опыта, стойких убеждений, подростки могут совершать поступки, имеющие необратимые последствия. Важно научить ребенка задавать себе вопросы и отвечать на них: зачем мне это? Насколько это соответствует пониманию добра и зла? К чему это приведет? И в ответ на вопросы должны быть заложены основы гуманности, человечности, доброты».        

Очень важный аспект затронула Щербакова Екатерина Александровна, учитель математики гимназии № 23. «Быть самым преданным, неотступным, любящим, искренним инвестором в благополучие наших детей – цель, достойная родителя, цель, достойная учителя»,- подобная мысль не может быть неактуальной.

Чернова Виктория Александровна, учитель английского языка гимназии № 36, озвучила понятие «педагогического греха»: «быть скучным для учеников есть величайший педагогический грех».  «У человека, занимающегося воспитанием, должно быть ясное мировоззрение, ясные цели и ясные принципы его педагогической деятельности. Другими словами, должно быть педагогическое кредо! Ибо времена меняются, а мысли о вечном и подлинном остаются неизменными», - таково бесспорное мнение учителя.

Илющихина Марина Ивановна, учитель математики и физики лицея № 90, продолжила идею о толерантности в обществе, которое было озвучено на воспитательном мероприятии. «Необходимо просвещение общества в вопросах взаимоотношения с особенными людьми. И хочется, чтобы это сделали учителя…»

 Лапшина Полина Камиловна, учитель биологии гимназии № 33, очень эмоционально выразила мысль об авторитете учителя как субъекта педагогической деятельности.  «Успех же педагогической деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и поступкам учителя». 

 Конкурсные дни завершились. Члены жюри выразили слова благодарности тем, кто поддерживает проведение данного конкурса. Директор Краснодарского научно-методического центра Ф.И.Ваховский поздравил всех с завершением профессионального конкурса, предупредив,  что его итоги мы узнаем 26 января на торжественной церемонии закрытия.

 

 

Ирина Анатольевна Гофербер,

главный специалист отдела организационно-методического сопровождения оказываемых услуг