Сегодня, 6 февраля 2024 года конкурсные испытания продолжились в рамках II тура «Учитель-профессионал». После завершения данного тура будут определены финалисты. В современных условиях процесс воспитания занимает фундаментальное значение; это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности.

О первоочередности задачи воспитания по сравнению с обучением напоминал учителям К. Д. Ушинский, указывая на то, что «при иной постановке мы легко можем увлечься обучением знаниям и навыкам человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее образованным».

С целью демонстрации профессиональных компетенций в области воспитания и социализации обучающихся конкурсанты провели «Разговор со школьниками». Выбор темы внеклассного мероприятия зависел от плана воспитательной работы общеобразовательной организации. Кандидаты в течение 20 минут продемонстрировали свои профессиональные компетенции в области воспитания. На самоанализ и ответы отводилось 5 минут. Счастливчики могли добавить в свою копилку 25 баллов. Оценивание проводилось по 5 критериям: актуальность и воспитательная ценность классного часа, методическая и психолого-педагогическая грамотность. Учитывался творческий подход, результативность и эффективность решения воспитательных задач, коммуникативная и речевая культура. Претенденты продемонстрировали понимание возрастных особенностей и интересов, пытаясь стимулировать активность школьников к обсуждаемым вопросам. Грамотно выстраивая диалоговое взаимодействие с обучающимися, большая часть конкурсантов старалась поддерживать «обратную связь», показывая примеры эмпатии и эмоциональной устойчивости. Многие эффективно организовали совместную работу, попытавшись создать творческую атмосферу сотрудничества.


«Каждый видит и чувствует мир по-своему!» звучание темы Бильдиенко Дарьи Сергеевны учителя истории и обществознания школы № 100. Она задала вопросы ребятам: «Что значит для вас быть счастливым и можем ли мы быть счастливыми каждую минуту? Почему эмоции важны для становления человека?». Общение было доверительным и продуктивным. В завершении обсуждения по теме участники сделали вывод о том, как лучше справляться с эмоциями, а семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры. Именно в семье каждый найдет поддержку и опору. Все зависит от нас самих!

 Бронниковой Анастасии Николаевне, учителю начальных классов школы № 8, помочь динамично провести воспитательное мероприятие по теме «Знания правил дорожного движения и действия в сложных жизненных ситуациях» учителю помогла сказочная лиса и произведения известных русских писателей.

Тема разговора Гадецкой Елены Тимофеевны (учитель русского языка и литературы школы № 51) была посвящена сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны. «Эта память всей Земле нужна!» - эта мысль рефреном прошла через все трогательно-эмоциональные выступления обучающихся. Участники, в том числе, обсудили проблему вандализма. Им было предложено из определенных шаблонов и трафаретов подготовить тематический плакат и провести его защиту, с чем они успешно справились.

Учитель истории и обществознания школы № 65 Калайда Зоя Андреевна предложила собрать тематический пазл. После завершения работы она обратилась с вопросом о том, что нам позволяет успешно справляться с поставленными задачами. Старшеклассники единодушно решили, что только работа в команде помогает решать сложные вопросы. Педагог напомнила о детских общественных движениях и примерах коллективной деятельности.

Ольга Сергеевна Киселева, учитель начальных классов лицея № 48, свой разговор со школьниками построила необычно в форме путешествия в «Мир собственных возможностей», предложив каждому ответить на вопрос «почему мы должны научиться делать свой выбор», «почему каждый должен испытывать разнообразные чувства», «как контролировать свои эмоции». В процессе общения она активно и умело использовала пословицы, видео-материалы, помогающие ребятам четко понимать и отвечать на вопросы, предложила вылепить и представить различные «чувства». На наш взгляд, ребята узнали много интересного и полезного; об этом свидетельствовало их активное и заинтересованное участие. Не забыла педагог и о домашнем задании. Думаем, впечатления о занятии оставят у младших школьников добрые воспоминания.

«Я в мире. Мир во мне.» - назвала тему разговора со школьниками учитель музыки школы № 16 Анастасия Александровна Кислова, вызвав на активный разговор обучающихся. Педагог так умело задавала сложные философские вопросы (например: Для чего я родился? Мое место в жизни? Мои желания. Чего хочу? Что я готов за это отдать?), что для присутствующих в зале ответы детей стали откровением. Многие взрослые затруднились бы ответить на подобные вопросы. Учителю удалось найти и затронуть такие струны в душах воспитанников, что они открыто и откровенно делились самыми сокровенными мыслями и желаниями. А завершилось занятие чудесным совместным исполнением песни о дружбе.

Елена Константиновна Коршуненко, учитель русского языка и литературы гимназии № 33, начала с цитаты Л.Н. Толстого «Глаза-зеркало души», представив тему: «Дружба начинается с улыбки». Друг - товарищ – соратник - в чем разница и в чем близость этих слов - об этом призвала подумать и порассуждать Елена Константиновна, приведя примеры литературных произведений. Ребятам было дано задание о подготовке объявления в газету о поисках друга с определением качеств, с чем они благополучно справились.

Учитель английского языка гимназии № 72 Елена Сергеевна Малова попыталась со старшеклассниками разобрать слово «УСПЕХ» и как его добиться. Как стать успешным и как определить формулу успеха. Участники были разделены на две группы, каждая из которых определяла 5 человеческих качеств успешности и неуспешности. Ребята рассказали о своих надеждах, поисках и стремлениях. Многие говорили о необходимости приобретения полезных умений и навыков для достижения поставленной цели.

Евгений Олегович Мастюгин, учитель английского языка гимназии № 23, предложил каждому старшекласснику «про себя» прочесть цитату из буклета, оценить ее и высказать свое мнение. К сожалению, нам оценить ответ было достаточно сложно, так как цитату видел только ребенок…Однако, из дальнейшего развития событий можно было сделать вывод, что речь идет о стереотипах, принятии перспективы и ярлыках. Обучающиеся попытались обсудить специальные техники противодействия стереотипам и их разрушения. Из самоанализа стало ясно, что учитель хотел увязать тему проведенного урока с темой воспитательного мероприятия.

Минаева Юлия Вадимовна, учитель английского языка школы № 104, выбрала темой для разговора «Участники дорожного движения», обратив особое внимание на безопасное использование на дорогах средств индивидуальной мобильности.

Учитель физической культуры школы № 103 Наумова Оксана Леонтьевна темой разговора со школьниками определила «Путь к успеху». Она попыталась с помощью детских ответов подвести их к осознанию необходимости постоянного поиска новых способов обучения.

Савченко Алексей Викторович, учитель истории и обществознания Лицея «ИСТЭК», на своем личном примере, примере своих коллег и выпускников попытался вывести ребят на тему разговора о необходимости правильного выбора профессиональной деятельности. Он предложил ответить на вопрос: «Почему человек часто меняет свой выбор?». Привел пример участия в Проекте «Билет в будущее», который помогает раннему определению в профессии. Свое воспитательное мероприятие педагог тесно увязал с темой урока, данного в этом классе днем ранее.

Викторина «Дорога и я - верные друзья» - так охарактеризовала свою тему разговора со школьниками Степанцова Ирина Игоревна, учитель начальных классов школы № 84. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – несомненно, очень важный вопрос для обсуждения, а усвоить его педагогу помогали загадки. Учитывая уровень развития современных детей, возможно, было бы интереснее и полезнее не просто отвечать на абстрактные теоретические вопросы, а разбирать непосредственные ситуации на улицах и дорогах. Порадовало активное желание ребят отвечать.

Учитель начальных классов гимназии № 87 Татьяна Ряшитовна Тищенко предложила ребятам поговорить о человеческих качествах, которые помогают нам определить слово «дружба». Как приятно было видеть взаимодействие обучающихся и учителя в классе «настоящих друзей»!

Толстова Оксана Николаевна - учитель истории и обществознания школы № 71- попыталась вызвать старшеклассников на разговор о значении в жизни каждого жителя Краснодарского края понятия «Кубань». Обучающиеся были приглашены на экскурсию по памятным местам и музеям. Оксана Николаевна подробно остановилась на значительных мемориальных комплексах, познакомила с неизвестными страницами истории, призвав школьников к участию в исследовательских проектах.

Исполнение Закона № 1539 во главу угла поставила Ульянова Анна Марковна, учитель английского языка школы № 41. Она ярко, артистично и умело представила тему, используя произведение А.П. Чехова «Радость». Хочется, чтобы наши поступки были достойны уважения окружающих и, прежде всего, самого себя - это красной нитью прошло через все представление. Нетрадиционным был и выбор формы.

Чайка Екатерина Николаевна, учитель истории и обществознания школы № 98, предложила поговорить о счастье. «Нет пути к счастью. Счастье-это путь. (Будда)» - такой девиз учитель выбрал эпиграфом к беседе. Ребята старались своими добрыми словами и эмоциями поделиться с товарищами. Учитель привела несколько высказываний знаменитых людей о счастье, призывая к обсуждению темы.

Учитель начальных классов школы № 73 Юлия Алексеевна Шеремет предложила расшифровать слова, указанные в «домиках». По результатам ответов стало понятно, что речь пойдет о СЕМЬЕ. Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Обучающиеся умело выполняли все задачи, предложенные учителем. Они заполняли листы, указывая, каким видят свой ДОМ, как сделать так, чтобы в каждой семье царили любовь и взаимопонимание. А для закрепления и более устойчивого закрепления темы были предложены загадки из сказок. «Счастливая семья - счастливая Россия» к такому выводу пришли участники мероприятия.

Из предложенного к просмотру фильма обучающиеся поняли, что разговор пойдет о дружбе. «Искусство настоящей дружбы» - так сформировала тему Якимова Мария Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 54. Она предложила на примере реальных ситуаций обсудить вопрос, какими человеческими качествами должен обладать настоящий друг и попыталась вместе со школьниками вывести «рецепт крепкой дружбы».

Члены жюри задавали каверзные вопросы, на которые конкурсанты старались найти ответы. Особые слова благодарности мы адресуем классным руководителям школы № 105, отмечая воспитательную составляющую обучающихся.

Для большинства участников конкурс завершен, 7 педагогов продолжат соревновательный марафон.

ФОТОРЕПОРТАЖ https://clck.ru/38b6hb