Итоги IX фестиваля


26 – 27 февраля 2019 года Департаментом образования администрации муниципального образования город Краснодар и МКУ МО г. Краснодар «Краснодарский научно-методический центр» в Краснодаре на базе школы № 2 провели IX открытый фестиваль педагогических инициатив «Новые идеи — новой школе».

 

Фестиваль педагогических инициатив «Новые идеи — новой школе» проводился в целях поощрения инновационной активности педагогов, развития профессиональных компетентностей в области применения проектных, новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий, создания и апробации педагогических моделей образования и воспитания, а также содействия профессиональному росту педагогических работников края.

 

В этом году, как и три года подряд фестиваль имеет статус «открытого» - таким образом в фестивале приняли участие не только представители образовательных организаций города Краснодара, но и края (Анапа, Геленджик, Новороссийск, Северский, Брюховецкий, Динской районы).

 

В пленарной части первого дня Фестиваля выступил И.М. Гамзаев, заместитель директора МКУ МО г. Краснодар «Краснодарский научно-методический центр», был представлен опыт по формированию сети инновационных образовательных организаций в муниципальном образовании город Краснодар как путь развития системы образования.

 

Он рассказал, как в рамках краевой инновационной площадки реализовывается развитие муниципальной системы образования муниципального образования город Краснодар через распространение лучших педагогических и управленческих практик путём трансформации действующей сети инновационных образовательных организаций в инновационную методическую сеть.

 

Работа Фестиваля была продолжена открытой панорамой мастер-классов «Инновационный опыт педагогов - основа сетевого взаимодействия» победителей конкурса МИП-2018.

 

За два дня в Фестивале приняли участие более 200 участников: работники системы образования, руководители и специалисты территориальных методических служб, руководители и представители краевых инновационных площадок Краснодарского края (КИП), руководители и заместители руководителей муниципальных инновационных площадок города Краснодара (МИП), представители 6 районов края.

 

27 февраля состоялась, ставшая уже традиционной, секционная работа. В тёплой и дружественной обстановке участники Фестиваля, подавшие заявки, представляли свои проекты в семи секциях.

 

Второй день, 27 февраля 2019 года, прошёл под девизом «Опыт лучших педагогов — ориентир для всех», целью которого была популяризация передового педагогического опыта образовательных организаций.

 

Работа Фестиваля прошла в 6 секциях, в которых образовательные организации представляли исследовательский и инновационный опыт. В каждой был модератор – специалист Краснодарского научно-методического центра.

 

В первую секцию, модератором которой была Н.М. Овсянникова, были включены три направления:

– Инновационный информационно-коммуникационный проект («Осуществление совместной деятельности, направленной на оказание методической поддержки педагогической деятельности педагогов, в рамках сетевого взаимодействия» – О.С. Апанасевич, воспитатель д/с № 175; «Виртуальный логопедический кабинет» – Ю.Ю. Грудинина, учитель-логопед д/с № 221);

– Инновационный проект, основанный на применении здоровьесберегающих технологий («Здоровье в наших руках» – И.В. Стешкина, инструктор по физической культуре д/с № 179; «Здоровым быть – здорОво жить!» – М. С. Филатьева, воспитатель д/с № 94; «Скандинавская ходьба – путь к здоровью» – С.В. Бондаренко, инструктор по физической культуре д/с № 203 «Берёзка»; «Вокально-хоровое развитие как неотъемлемая часть сохранения и укрепления здоровья дошкольника» – А.М. Радион, музыкальный руководитель д/с №177);

– Инновационный проект в области духовной, правовой и экологической безопасности обучающихся («Лучок – наш дружок» – О.А. Купряхина, воспитатель, д/с № 23; «Экогород» – Е.Н. Вязовец, воспитатель д/с № 93; «Мой четвероногий друг» (коррекционная группа) – Д.А. Корниенко, воспитатель д/с № 93; «Проект «Мы – друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста» – Н.А. Калинина, воспитатель д/с № 63; Познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наши маленькие друзья» – Н.В. Зайцева, воспитатель д/с № 63; «Эколого-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в «лаборатории плодородия почвы» – И.А. Суржикова, воспитатель д/с № 203; «Сторисек» и воспитание гуманно-ценностного отношения к миру природы» – Е.В. Петрикова, воспитатель д/с № 203).

Всего в секции было представлено 14 проектов. Все они оказались очень актуальными и интересными и для самих участников, и для слушателей Фестиваля. Было задано много вопросов как по методической части, так и по практической направленности. Слушатели познакомились с различными технологиями коллективных творческих дел и направлениями воспитательной работы образовательных организаций. В заключение была секции.

 

В секции, где модератором была Н.В. Кабанова - «Инновационный образовательный проект», в которой было заявлено 18 проектов, представлено – 17 проектов из 11 дошкольных образовательных организаций города Краснодара. Всего присутствовало 36 человек.

Очень трудно определить или выделить лучшие проекты, так как все они отвечали заявленной теме, содержали инновационность, были логически выстроены, соблюдены все требования к оформлению презентаций. Проекты педагогов детских садов направлены на совершенствование учебно-методического, организационного обеспечения образовательного процесса

Например, проект детского сада № 200 «Развитие способности к мыслительному анализу и рассуждению детей дошкольного возраста в процессе решения познавательных и дизайнерских задач» поднимает проблему развития способности к мыслительному анализу и рассуждению дошкольников. Педагоги говорят о том, что дети начинают рассуждать тогда, когда у них есть необходимость обосновать свое мнение или решение. Они считают, что детская исследовательская и творческая проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы для принятия таких решений. Дети в процессе решения познавательных и дизайнерских задач учатся мыслить и аргументировать свое мнение. Наиболее эффективными формами работы в этом направлении стали организация квест-путешествий, создание детьми мультипликационных фильмов и использование интерактивных средств обучения (доски, стола, пола) в активной познавательной и речевой деятельности воспитанников. Интересной задумкой коллектива также стал «Виртуальный родительский клуб», который позволил привлечь родителей в решении общих педагогических задач.

А педагог детского сада № 201 Белошапко Елена Геннадьевна представила проект «Развитие речи старших дошкольников через проектную деятельность», в котором рассказывалось о создании «Телерадиоцентра» - центра активности, способствующего развитию любознательности, познавательной мотивации, развитию воображения, творческой и речевой активности и, что очень важно, проявлению СЕБЯ. Данный проект является эффективным решением задачи развития связной, монологической речи старших дошкольников.

Проекты педагогов детского сада № 234 «Инновационно-комплексный подход в формировании математической культуры», «Математический музей», Математика и кулинария» показали инновационный подход к математическому образованию дошкольников. Он заключен в идее организации и обеспечения взаимопроникновения разных видов деятельности, которые помогают ребенку овладевать средствами и способами освоения необходимого для данного возраста уровня математической культуры, дают возможность проявлять самостоятельность.

 

Модератор группы «Инновационный социальный проект» - Курашинова Сима Гаруновна отметила:

Всего проектов было представлено – 17. Необходимо отметить значимость проектов социальной направленности в дошкольных образовательных организациях, представленных на фестивале педагогических инициатив «Новые идеи – новой школе». Социальный проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, социума, взаимодействие детей, родителей. Благодаря социально-значимым проектам, ребёнок учится управлять своим поведением, владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Но между тем,  важно отметить именно те  проекты, где получаешь убедительный ответ на вопрос : «А в чём же инновация, в чём изюминка, чем этот проект может удивить своей актуальностью и пригодиться другим  дошкольным организациям?». Таких проектов большинство, но диагностический анализ демонстративно указывает всегда на детские сады, которые постоянно находятся в инновационном поиске, являются участниками МИП, КИП, ФЭП и т.д.

К примеру, детский сад № 46, Владыкина Марина Леонидовна, в проекте «Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки» очень убедительно выстроила модель, с помощью которой дети смогли заинтересовать и по хорошему заставить вернуть совместного чтения книг в семью, как стали частыми гостями библиотеки. Интересны и поучительны методы и приёмы, которыми помогали воспитатели детям в этом серьёзном деле. А проект «Этих дней не смолкнет слава» (автор Сясько Арина Васильевна, детский сад №46), отличается самостоятельными проектами : «Родители и дети», их презентации и совместные  продукы, самостоятельные действия детей.

Детский сад №172, Меньшикова Марина Васильевна, проект «Дружественные ладошки» (в рамках МИП), представила программу работы совместного с детьми родительского клуба, где особое место уделяется конструктивно – интеллектуальной деятельности детей и взрослых.

Детский сад №72, автор педагог-психолог Шандыба Яна Сергеевна разработала занимательное блочное планирование: «Неделя психологии. Планета детства». Детям предоставляется возможность придумывать, самостоятельно находить выход из положения, импровизировать, направлено на тесное взаимодействие детей с родителями посредством игровой деятельности.

Детский сад №126, автор проекта, воспитатель Петрухина  Юлия Анатольевна, «Посадили огород, посмотрите что растет». Большая подготовка  к познавательно-исследовательской деятельности и ранней профориентации дошкольников. Богатая внешняя предметно-пространственная среда, оборудование. Инновационный продукт – самостоятельно выращенные овощи, выставки, совместные поделки.

Детский сад №108, социальный проект «Успешный ребёнок» (в рамках МИП) Корень Татьяна Эдемовна, попытка выявления индивидуализации способностей ребёнка (музыкальных, спортивных, робототехника, ЛЕГО - конструирование), нацелен в дальнейшем на кружковую работу для развития творческого потенциала.

Детский сад №177, автор проекта «Песочная страна – страна чудес» Миронцева Людмила Григорьевна. Педагог, представивший проект, разработала программу внедрения песочной терапии, обогатила предметно-развивающую среду, наполнив ее разноцветным песком и нестандартным оборудованием, удобным для пользования детьми. Программа разработана по принципу: от простого, к сложному, доминирует игровая мотивация, образовательные ситуации, дающие ребенку повод быть самостоятельным, инициативным, креативным. Тем самым данная программа способствует развитию творческих способностей.

Среди проектов представленных на фестивале, в данной группе выступили 2 общеобразовательные школы:

СОШ №78 Ермилова Лариса Николаевна и Кинзибаева Таисия Викторовна по теме: «Мы - знающие пешеходы» с тщательно проработанной последовательной системы работы с использованием новых технологий и интерактивной средой. Данный проект реализуется благодаря взаимодействию специалистов, выступающих в роли социальных партнеров.

СОШ №20 Прохоренко Елена Викторовна и Кошелева Марина Никитична с программой «Родительские собрания 1-4 классы». Актуальность проекта  заключается в нетрадиционных подходах проведения родительских собраний с применением ИКТ, взаимодействии с детьми, в сотворчестве с социальными партнерами, центрами искусств.

 

В заключение работы группы с социальными проектами были даны рекомендации.

В секциях, посвящённых проблемам современного образования, было представлено 114 проектов, связанных с введением ФГОС, организацией метапредметных уроков, использованием инновационных информационно-коммуникационных технологий и образовательных веб-ресурсов, с технологией здоровьесбережения и экологической безопасности обучающихся.

 

Модераторы и представители секций отметили возросший уровень мастерства выступающих, разнообразие подходов и тем.

 

Все участники Фестиваля, подавшие заявку, выступившие перед коллегами, щедро поделившиеся своим опытом, получат дипломы лауреатов Фестиваля. Научные статьи участников будут опубликованы в очередном электронном журнале «Наша Новая Школа».

 

Для организаторов мероприятия лучшим признанием их работы стали слова благодарности, высказанные педагогами, получившими возможность раскрыть свой креативный потенциал.

 

Прощаясь, педагоги пообещали обязательно встретиться в следующем году, теперь уже на юбилейном X открытом фестивале педагогических инициатив «Новые идеи — новой школе».