23 октября 2024 года, на базе МАОУ гимназии № 25 состоялся обучающий семинар для учителей обществознания общеобразовательных организаций муниципального образования город Краснодар по теме «Постигая ЕГЭ: почему обществознание сложнее профильной математики или проблемы экзамена по обществознанию».
Открыла мероприятие главный специалист МКУ КНМЦ Антипова Ирина Владимировна. В своем выступлении она раскрыла суть темы: почему обществознание труднее профильной математики. В это сложно поверить, но ЕГЭ по обществознанию сейчас сложнее экзамена по профильной математике. Почти неограниченный круг вопросов, тексты из кандидатских диссертаций, неоднозначность подходов и оценки — всё это и многое другое превращает самый популярный предмет по выбору на ЕГЭ в непреодолимое препятствие для тысяч выпускников по всей стране.
Обществознание — это очень «жизненный» предмет, поэтому для получения 100 баллов важна общая эрудиция. Выпускнику полезно читать новости, статьи, смотреть аналитические передачи — все это позволит расширить кругозор. Обществознание — самый популярный из «выборных» ЕГЭ. Его засчитывают в качестве вступительного экзамена на большинство гуманитарных специальностей. В работу включены задания из пяти основных областей: человек и общество, экономика, социальные отношения, право, политика.
Ирина Владимировна проанализировала результаты сдачи ЕГЭ по этим двум предметам: среднему баллу, количеству не преодолевших порог успешности, количеству сто балльников и т.д. В конце были даны рекомендации как готовиться обучающимся к единому государственному экзамену по обществознанию.
Конкретно на подготовке к ЕГЭ по обществознанию остановилась Натхо Нафсет Довлетовна, учитель обществознания высшей категории гимназии № 25, тьютор, почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель Кубани, заместитель председателя предметной комиссии по обществознанию.
Учитель осветила структуру и содержание экзаменационной работы, типы и уровни сложности заданий соответствующих целям ЕГЭ. Для указанных целей используются контрольно-измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
Она рассказала, что в основе модели экзаменационной работы лежит деятельностный подход, позволяющий осуществить многоаспектную проверку широкого спектра предметных умений, видов познавательной деятельности и знаний об обществе в единстве его сфер и базовых институтов. Содержание экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания.
Далее Нафсет Довлетовна дала характеристику второй части экзаменационной работы. Все задания с развёрнутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определённое место. Задания 17–20 объединены в составное задание с текстом. Задание 21 предполагает анализ графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения, и контекста изображённых изменений. Задание-задача 22 требует комплексного анализа конкретной ситуации. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, принципов и норм, закреплённых в Конституции Российской Федерации. Составное задание 24–25 проверяет умение системно представлять информацию по определённой теме.
Работа по обучению учителей обществознания, работающих в 10-11 классах, будет продолжена в течении учебного года.
Материалы будут размещены на сайте МКУ КНМЦ в виртуальном кабинете, раздел «Обществознание».