25 января 2023 года. Конкурс вышел на финишную прямую. Определены 7 финалистов.  III тур. Финал «Учитель-мастер». Объявлено голосование  на Приз зрительских симпатий. В зале работают Большое, Общественное и ученическое жюри Конкурса.

В финал вышли: Константинова Евгения Владимировна (учитель русского языка и литературы гимназии № 25); Чернега Виктория Станиславовна (учитель русского языка и литературы школы № 104); Шулыгина Алина Игоревна (учитель английского  языка  школы № 78); Прибытков Филипп Борисович, (учитель химии школы СОШ № 6); Лаптева Марина Геннадьевна (учитель русского языка и литературы школы № 89); Манучарян Ануш Артемовна (учитель начальных классов школы № 66) и Одинцова Екатерина Максимовна (учитель начальных классов школы № 73).

Члены Ассоциации «Учитель года города Краснодара»  приветствовали  участников конкурса. Наталья Львовна Степанова, победитель конкурса 2014 года, директор школы № 71 напомнила о тех, кто осуществляет постоянную  поддержку всех педагогов. Обладателем Почётного знака Кристалл "За содействие профессиональному совершенствованию участников Конкурса"   стала Евгения Александровна Шкута, заместитель директора департамента образования муниципального образования город Краснодар. Приз «Урок XXI века» в этом году не вручен. Специальными дипломами награждены учителя русского языка и литературы Чернега Виктория Станиславовна (школа № 104) и Константинова Евгения Владимировна (гимназия № 25). Ученическое жюри Конкурса отметило особым призом Мерсалову Полину Геннадьевну, учителя истории школы № 34.

Финалисты представили «Мастер-класс» с целью демонстрации педагогического мастерства в области презентации и трансляции инновационного педагогического опыта в ситуации профессионального взаимодействия в формате открытого выступления. Они должны были продемонстрировать свои индивидуальные способы профессиональной деятельности, доказав практическую эффективность. Каждому финалисту отводилось 20 минут; оценка выполнения конкурсного задания осуществлялась по 5 критериям. Обосновывая собственные педагогические идеи с опорой на имеющийся эффективный опыт преподавания, учителя показали актуальность представляемых технологий, методов и приемов. Большинство финалистов умело продемонстрировали целесообразность предлагаемых позиций в преподавании предмета, предложили системные решения методических проблем, успешно интегрируя обучающую и воспитательную направленность; ориентируясь на разные группы участников образовательных отношений, учитывали их потребности и особенности. Многие предлагали  конкретные рекомендации и решения для использования в образовательной практике, показали собственные нестандартные находки, демонстрируя универсальность и продуктивность предлагаемых решений.

Константинова Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 25, для презентации выступления выбрала тему «Цифра со смыслом». Учитывая запросы современного времени, процесса цифровизации, она подробно рассказала о создании своего портала и результативности дистанционной работы со всеми членами образовательного сообщества. Учитель активно привлекала к объяснению и работе всех находящихся в зале. Она призвала не бояться искать новые пути в информационном пространстве. Ясно, четко и конкретно доложила о примерах использования современных образовательных контентов, призывая с осторожностью следить за эмоциональным настроем обучающихся и  внимательно отслеживать  работу только  над нужной и важной информацией. Умело и грамотно отвечала на вопросы членов жюри.

Чернега Виктория Станиславовна, учитель русского языка и литературы школы № 104, начала свое выступление с приветствия на иностранном языке. Она заострила внимание на проблему обучения детей, для которых русский язык не является родным. Педагог подробно рассказала о способах и методах работы в рамках клуба «Говорю по-русски» и предложила конкурсантам выполнить ряд тематических лексических заданий для быстрого обучения русскому языку. Она продемонстрировала глубину и широту знаний по теме, корректно и грамотно использовала понятийный аппарат. Отвечая на вопросы членов жюри, она продемонстрировала творческую индивидуальность и способность находить нестандартные решения.

Шулыгина Алина Игоревна, учитель английского  языка  школы № 78, обратилась к устному народному творчеству и  предложила, используя карту мира и современные средства обучения,  создать историю появления профессионального конкурса «Учитель года». На практических примерах учитель объяснила пути повышения мотивации к обучению по предмету. Отвечая на вопросы, педагог подробно пояснила с каким материалом и в каких классах можно применять данную методику.

Прибытков Филипп Борисович, учитель химии  МАОУ школы СОШ № 6, акцентировал внимание на применении в урочной деятельности нетрадиционных подходов и  игровых технологий, установлении межпредметных связей. Технология проблемного обучения позволяет добиваться учителю хороших результатов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, увеличению обучающихся, выбравших химию для поступления в высшие учебные заведения.

«Мозг каждого человека содержит бесчисленное количество образов» - с этих слов начала свое выступление Лаптева Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы школы № 89. Понятно, что речь об образном мышлении. Учитель подробно рассказала о своих педагогических находках (рисование правила, мысленное представление, ассоциации). Поддерживая интерес и вовлеченность аудитории, она проявила готовность к импровизации.

Учитель начальных классов школы № 66, Ануш Артемовна Манучарян, рассказала об использовании приема «Чтение с остановками», который помогает развивать критическое мышление при развитии читательской грамотности. Демонстрируя культуру презентации педагогического опыта, она показала грамотное и целесообразное использование визуализации, четкую организацию и целостность представленного материала.

Одинцова Екатерина Максимовна, учитель начальных классов школы № 73 на примере просмотра мультипликационного фильма и отрывков литературных произведений, предложила поговорить о том, как «работать» с эмоциями.

Во второй половине дня  прошла пресс-конференция «Вопрос учителю года». В этом году не было представлено общей концепции по тематике данного этапа. Целью послужило раскрытие лидерского потенциала каждого призера конкурса и  демонстрация к конструктивному диалогу по актуальным вопросам развития образования. Конкурсанты в форме пресс-конференции ответили на разнообразные вопросы интервьюеров. Оценка осуществлялась по 3 критериям: «Ценностные основания и аргументированность профессионально-личностной позиции»; «Масштабность видения проблем и нестандартность предлагаемых решений» и  «Коммуникативная культура, грамотность речи, конструктивность позиции». Конкурсантам надо было   продемонстрировать знание тенденций и стратегических направлений развития современного образования, вопросов государственной образовательной политики, убедительно аргументируя свою позицию по обсуждаемым проблемам. Они старались в ответах на вопросы опираться на собственный опыт и  показали способность анализировать, продемонстрировали творческий подход и способность предложить конструктивное решение обсуждаемых вопросов.

Чему Вы хотели бы научиться или уже научились на конкурсе? Как сформировать модель идеального учителя? Вы – до конкурса и после? Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок при представлении конкурсных материалов? Как мотивировать учителей на участие в конкурсах? Какие направления воспитательной деятельности вам хотелось бы выделить как приоритетные? Как учителю сохранить интерес к работе в школе, избежав «выгорания»? Развитие школьных театров? Как Вы относитесь к дистанционному прохождению курсов повышения квалификации? Миссия учителя года – победителя конкурса «Учитель года города Краснодара-2023»? Как Вы работаете с родителями? Что предпринимаете в рамках профессиональной подготовки обучающихся? Какими историческими личностями Вы восхищаетесь и почему? Вот далеко неполный перечень тех вопросов, на которые отвечали участники сегодняшних испытаний.

Завершающим аккордом стало семиминутное выступление на свободную тему с целью предъявления видения современных проблем и возможных путей их решения в формате публичной лекции. Оценивание проводилось по 5 критериям. За выступление конкурсанты могли максимально получить 25 баллов. Обычно учитель самостоятельно определял тему, наполняя содержательную составляющую теми моментами, которые его больше всего тревожат и волнуют. В этом году тема для всех звучит одинаково: «Вызов времени: наставник нужен каждому».

Начала разговор на заданную тему Лаптева Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы школы № 89. Она образно сравнила наставника с опорой, без которой невозможно представить свою жизнь. В нашей профессии это очень важно и ответственно.

Продолжила представление Константинова Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 25. «Учитель, научи ученика, чтоб было у кого учиться!» Этими прекрасными словами она начала свое выступление, призывая быть рядом с учеником. Педагог рассказала о своем первом учителе и его значении в педагогическом становлении. Наставничество помогает нам крепко стоять на Земле.

Чернега Виктория Станиславовна, учитель русского языка и литературы школы № 104  и Шулыгина Алина Игоревна, учитель английского  языка  школы № 78, рассказали о тех первых учителях, которые научили открывать новые горизонты.

Ярко и убедительно выглядели выступления Прибыткова Филиппа Борисовича, учитель химии школы СОШ № 6, Манучарян Ануш Артемовны, учитель начальных классов школы № 66 и Одинцовой Екатерины Максимовны, учитель начальных классов школы № 73.

Имя победителя профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара» будет объявлено 26 января 2023 года, на торжественной церемонии закрытия.