7 февраля 2024 года. Финал «Учитель-мастер». В зале работают Большое, Общественное и ученическое жюри Конкурса. В финал профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара-2024» вышли: учитель истории и обществознания школы № 65 Калайда Зоя Андреевна; Ольга Сергеевна Киселева, учитель начальных классов лицея № 48; учитель музыки школы № 16 Анастасия Александровна Кислова; Минаева Юлия Вадимовна, учитель английского языка школы № 104, учитель начальных классов гимназии № 87 Татьяна Ряшитовна Тищенко; учитель начальных классов школы № 73 Юлия Алексеевна Шеремет и Толстова Оксана Николаевна - учитель истории и обществознания школы № 71.

 Модератором выступила победитель профессионального конкурса «Учитель года Кубани-2023» Евгения Владимировна Константинова, учитель русского языка и литературы гимназии № 25. Она представила всех членов жюри, предоставив слово для приветствия Петровой Татьяне Алексеевне, начальнику отдела общего и среднего образования департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар. Добрые слова и пожелания были высказаны в адрес всех участников; малых пеликанов вручили финалистам.

 Финалисты представили «Мастер-класс» с целью демонстрации педагогического мастерства в области трансляции инновационного педагогического опыта в формате открытого выступления, представив способы профессиональной деятельности с доказательством их практической эффективности. Каждому финалисту на представление отводилось 20 минут; оценка выполнения конкурсного задания осуществлялась по 5 критериям. Обосновывая собственные педагогические идеи с опорой на имеющийся эффективный опыт преподавания, учителя показали актуальность представляемых технологий, методов и приемов. Финалисты стремились продемонстрировать целесообразность предлагаемых решений в преподавании своего предмета. Были предложены разнообразные решения методических проблем и конкретные рекомендации для их использования в образовательной практике.

 Толстова Оксана Николаевна, учитель истории и обществознания школы № 71, для своего выступления выбрала тему «Визуализация информации на уроках истории и обществознания». Она попыталась доказать преимущество применения на уроках и во время самоподготовки данной методики; подробно объяснила использование различных приемов и методов в целях повышения интереса к своему предмету.

 Минаева Юлия Вадимовна, учитель английского языка школы № 104, осветила «Соревновательный метод как фактор мотивации» с использованием модели «скаффолдинга», целью которого является постепенное формирование самостоятельности ученика. Ее выбор - это работа-соревнование в группах, а учитель выступает в роли проводника.

 Киселева Ольга Сергеевна, учитель начальных классов лицея № 48, учитывая особое значение наглядности в начальной школе, пригласила нас в свою «Мастерскую мультипликации». Она перечислила плюсы использования мультфильмов (в том числе, созданных самостоятельно) в учебной деятельности, пояснила возможности данного метода при изучении всех предметов. В течение нескольких минут на наших глазах произошло невероятное: при помощи штатива, камеры, фона, сценария и персонажей было создано маленькое произведение.

 Калайда Зоя Андреевна, учитель истории и обществознания школы № 65, в своем выступлении по теме «Нескучная история» стремилась доказать преимущества выстраивания связи между событиями «старины глубокой» и событиями современной жизни, исторической наукой и литературными героями.

 Тищенко Татьяна Ряшитовна, учитель начальных классов гимназии № 87, темой выступления выбрала «Удивительный треугольник». Все свое выступление она построила на ассоциациях и межпредметных связях. «Объяснять сложное просто» - такую задачу ставит перед собой учитель.

 Кислова Анастасия Александровна, учитель музыки школы № 16, очень необычным способом попыталась доказать значение классической музыки в жизни человека. Мы поняли, что каждый может научиться петь, и нет людей не способных.

 Шеремет Юлия Алексеевна, учитель начальных классов школы № 73, темой своего «Мастер-класса» выбрала «Роль семьи в воспитании». Она перечислила разнообразные формы работы и подробно рассказала о своих находках. Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества. Именно поэтому учитель такое большое внимание уделяет работе с родителями.

 Во второй половине дня прошла пресс-конференция «Вопрос учителю года» с целью раскрытия лидерского потенциала каждого и демонстрации конструктивного диалога по актуальным вопросам развития образования. Конкурсанты в форме пресс-конференции должны были ответить на самые разнообразные вопросы. Если ранее можно было сделать «домашние» заготовки, то в рамках данного состязания сразу можно понять «кто есть кто». Оценка осуществлялась по 3 критериям: «Ценностные основания и аргументированность профессионально-личностной позиции»; «Масштабность видения проблем и нестандартность предлагаемых решений» и «Коммуникативная культура, грамотность речи, конструктивность позиции».

Конкурсанты старались продемонстрировать знание тенденций и стратегических направлений развития образования, вопросов государственной образовательной политики, привести аргументы из личного опыта работы по обсуждаемым проблемам.

 Вот некоторые из вопросов, на которые в этом году отвечали участники финальных испытаний:
Школа, в которой я работаю, отличается от школы, в которой я учился? Как пригодились Вам в жизни законы Ньютона?
Каким должно быть домашнее задание, чтоб его выполнял ученик, а не родитель?
Какова Ваша миссия (цель) как учителя?
Что Вы привезли для своих учеников из своего последнего путешествия?
Должны ли быть едиными требования к внешнему виду для учеников и учителей?
Нужна ли современному образованию стандартизация?
Назовите самую острую проблему, которая сейчас есть в системе образования?
Кто оказал на Вас влияние при выборе методик преподавания?
Если бы Вы открыли свою школу, какие она могла бы иметь особенности?
Каким должен быть «Учитель года»?
Как Вы считаете, будет ли традиционное образование заменено дистанционным?

 Модератор предложила продолжить фразы:
Главная цель воспитания - разжечь в ребенке…
Все хорошие уроки похожи друг на друга, каждый конкурсный урок отличается…
Учителя показали способность анализировать при выражении своей профессиональной позиции.

 Завершающим этапом стало семиминутное выступление на свободную тему в формате публичной лекции. Цель - предъявление видения современных проблем и возможных путей их решения. Мы всегда с нетерпением ждем этого конкурсного состязания. Ранее каждый учитель самостоятельно определял тему, наполняя содержательную составляющую теми моментами, которые его больше всего тревожат и волнуют. Перечень проблем затрагивал самые болевые вопросы педагогического сообщества. Порой из выступлений мы узнавали о проблемах нам неизвестных. Второй год тема для всех одна и утверждена Оргкомитетом. В этом году она звучит так «Семья и школа: единые цели?». Как же могли раскрыть эту тему наши учителя?

 Начать это испытание выпало учителю начальных классов гимназии № 87 Татьяне Ряшитовне Тищенко. Она сравнила единство семьи и школы с большим зданием, из которого не должен выпасть ни один кирпичик, чтоб это здание не рассыпалось. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми: любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода. Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. В семье могут формироваться все личностные качества. И только вместе со школой мы справимся со всеми проблемами.

 Толстова Оксана Николаевна, учитель истории и обществознания школы № 71, остановилась на традиционных ценностях и целях, их единстве. Именно школа выступает главенствующей силой для создания сильного государства. Важно осознавать, что только совместная работа семьи и школы приведет к положительным результатам.

 Минаева Юлия Вадимовна, учитель английского языка школы № 104, подчеркнула, что каждый ставит перед собой определенную цель и следует к ней. Порой сам путь к цели очень важен. Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. Но каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи.

 Ольга Сергеевна Киселева, учитель начальных классов лицея № 48, рассказала о сложностях работы с семьей сегодня. Каждый понимает свою задачу по-своему, однако школа должна вовлекать более активно в процесс обучения и воспитания родителей. Большую роль в этом процессе имеет классный руководитель. Приведя конкретные примеры, учитель остановилась на приемах работы с разными видами семей. Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье; семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры. А помочь родителям в этом должна школа.

 Учитель музыки школы № 16 Анастасия Александровна Кислова акцентировала внимание на проблеме формирования единой цели школы и семьи в деле раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Цель одна, но подходы разные. Она призвала искать общие задачи и пути, стремиться услышать друг друга.

 Учитель начальных классов школы № 73 Юлия Алексеевна Шеремет в своем выступлении обратила внимание на значении единого пространства Семьи и Школы и роли классного руководителя. Разговоры о важном помогают нам развивать общечеловеческие ценности. Семья – это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Юлия Алексеевна выразила уверенность в том, что сильная семья-это сильная Россия!

Учитель истории и обществознания школы № 65 Калайда Зоя Андреевна напомнила, что институту семьи много лет. Семьи бывают разные: веселые и счастливые, строгие и консервативные. Разные семьи имеют разные характеры. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях. Семья и школа должны приложить все усилия, чтоб помочь каждому ребенку реализовать свои возможности, чтоб ценности были едины. Свое выступление она завершила хорошо известной притчей.

Конкурсные испытания завершились. Имя победителя профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара-24» будет объявлено на торжественной церемонии закрытия 9 февраля 2024 года.

ФОТОРЕПОРТАЖ https://vk.com/album-215426184_299818269