Версия сайта для слабовидящих

Учитель – человек, который умеет учить и учиться

Опубликовано Н. М. Овсянникова в ср, 31.08.2016
imag1644-2.jpg
imag1641-1.jpg

Учитель должен обладать такими качествами как честность, порядочность, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию.

Он должен быть положительным примером для учащихся, соблюдать культуру речи, иметь самообладание, не терять чувства меры, соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, уважать честь и достоинство обучающихся. Но главное, учитель должен осуществлять деятельность на высоком профессиональном уровне и развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду, формировать культуру здорового образа жизни.

Эти вопросы обсуждались на традиционном городском августовском семинаре-совещании «Профессионализм учителя истории и обществознания как важнейшее условие обеспечения качества историко-обществоведческого образования в общеобразовательных организациях муниципального образования город Краснодар в 2016/17 учебном году», проходившем 25 августа 2016 года на базе опорной школы № 32. На нём присутствовало 174 человек, представившие все общеобразовательные организации города.

Данные проблемы решались в выступлениях ведущего специалиста Краснодарского научно-методического центра И. В. Антиповой, тьюторов, экспертов, работников Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко и Краснодарского историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына.

Ирина Владимировна Антипова осветила актуальные вопросы обновления структуры и содержания исторического образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Историко-культурного стандарта в контексте «Концепции нового учебно-методического комплекта», основанного на современных подходах исторической науки и содержании школьного курса отечественной истории.

В прошлом учебном году произошёл отказ от системы концентров в соответствии с утверждённым Российским историческим обществом «Концепцией нового УМК по истории России» и примерной основной образовательной программой основного общего образования. Так, история изучалась с 6 по 9 класс с древнейших времён до наших дней, а затем в 10, 11 классах шло повторение всего курса.

Новая структура представлена в линейном виде с 6 по 10 класс, где ХХ век изучается в 10 классе. Переход 5-9 классов основной школы на ФГОС по линейной системе происходит постепенно. В 2016/17 учебном году обучение предметной области «Общественно-научные предметы» с учётом требований ФГОС планируется в 6 классе для всех общеобразовательных организаций России, Краснодарского края и города Краснодара. 7-е и 8-е классы некоторых пилотных школ муниципального образования город Краснодар в 2016/17 учебном году переходят на ФГОС по линейной системе.

Т. С. Порфирьева, тьютор и эксперт ТЭК по обществознанию, учитель СОШ № 32, отметила, что выпускники 2016 года по сравнению с выпускниками 2015 года, показали более высокие результаты при выполнении заданий, проверяющих знание основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, конституционных обязанностей гражданина РФ (Конституция РФ, главы 1 и 2) — 64,7% (2016 г.) по сравнению с 59,8% (2015 г.). Большинство выпускников 2016 г. успешно выполнили задания базового уровня, проверяющие знание и понимание таких понятий и явлений, как: биосоциальная сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы.

В то же время, уточнила Татьяна Степановна, участники экзамена нередко допускали ошибки в характеристике институтов духовной культуры, этапов (ступеней) познания, уровней научного познания, тенденций развития образования в современном мире, критериев социальной стратификации и видов социальной мобильности, политического лидерства и его типов, признаков и видов юридической ответственности. Они испытывали затруднения при выполнении заданий высокого уровня, проверяющих знание таких содержательных элементов, как «Понятие истины, её критерии».

Как и в предыдущие годы, экзамен 2016 года показал очевидные проблемы в социализации выпускников как граждан РФ, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни.

Вестями с III Всероссийского съезда учителей истории и обществознания поделилась эксперт, учитель лицея № 90 А. Д. Кобрина. Анна Дмитриевна остановилась на главных пунктах. Организаторами данного съезда, проходившего 5-6 апреля 2016 года в Москве, выступили Российское историческое общество, Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания», Ассоциация содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исторических исследований», Институт всеобщей истории РАН, «Государственный академический университет гуманитарных наук».

Всего в работе съезда приняло участие более 500 делегатов из 70 субъектов РФ. Представитель администрации Президента Ольга Юрьевна Васильева, нынешний министр образования и науки РФ, выступившая с приветствием от лица Президента РФ Владимира Путина, подчеркнула, что роль учителя истории и обществознания сложно переоценить, так как историческое образование занимает особое место как фундамент гражданско-личностного воспитания для формирования полноценного гражданина.

Молодая наша коллега, учитель лицея № 90, Ю. Н. Кривошеева летом 2016 года была приглашена на ежегодный Всероссийский образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме» во Владимирской области, с чем и поделилась на августовском совещании. Форум включает в себя 8 образовательных смен, она приняла участие в смене «Молодые ученые и преподаватели обществоведческих наук». В течение недели участники форума жили в палаточном лагере и принимали участие в образовательных и дискуссионных площадках и каждый день получали задания. Такая организация работы дает возможность реализовать свои способности, приобрести новые навыки, методы, приемы решения проблем.

Юлия Николаевна отметила, что ежедневно форум встречал гостей — ведущих специалистов в области обществоведения. Участники форума получили шанс пообщаться и подискутировать с такими специалистами как экс-министр образования РФ Д. Ливанов, министр образования О. Васильева, генеральный директор детского центра «Орленок» А. Джеус, разработчики историко-культурного стандарта В. Рудаков и Ю. Никифоров, автор и ведущий телеигры «Умницы и умники» Ю. Вяземский и многие другие. Самыми актуальными были вопросы о заработной плате работников в сфере образования, росте числа профессиональных компетенций учителя, инклюзивном образовании и историко-культурном стандарте. «Участие в форуме, — подчеркнула педагог, — было очень продуктивным: форум дает возможность обогатить свои профессиональные навыки, проявить себя как профессионал, проанализировать и сравнить свои способности с мастерством других специалистов.

Молодые специалисты от 18 до 30 лет могу принять участие в форуме. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте АИС «Молодежь России» и заполнить анкету.

Учителя истории и обществознания города Краснодара в качестве методической помощи получили на электронном носителе следующие материалы: текст историко-культурного стандарта, презентация ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию 2016 года, федеральный перечень учебников по истории 2014 и 2015 года, рекомендации 2016 года министерства образования и науки Краснодарского края по составлению рабочих программ, методические рекомендации кафедры обществоведческих дисциплин Института развития образования Краснодарского края 2016 года, примерную основную образовательную программу основного общего образования с реестра РФ и многое другое. Был дан адрес страницы «Виртуального методического кабинета учителя истории и обществознания», где будут размещены все материалы августовского семинара-совещания учителей истории и обществознания.

Все проблемы, которые рассматривались на августовском совещании, будут более подробно и основательно изучаться на семинарах, практикумах, мастер-классах и других мероприятиях методического объединения учителей истории и обществознания города Краснодара.

 

И. В. Антипова,

ведущий специалист отдела анализа и поддержки образовательного процесса

(861) 259-21-79

© 2015 KNMC.