Версия сайта для слабовидящих

Региональный компонент в рамках внедрения ФГОС

Опубликовано Н. М. Овсянникова в чт, 06.07.2017
img_1725-_3.jpg
imag0430-_1.jpg
dsc03121-_2.jpg

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 принципиально изменил действовавшую ранее модель организации единого образовательного пространства, практически игнорировавшую разнотипность входящих в нее этнических элементов. Тот факт, что региональная вариативность имеет место быть в образовании, является непреложной истинной. Она должна отражать национальные и региональные особенности конкретного субъекта РФ.

Владимир Путин сказал, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Несмотря на то, что в вопросе реализации национально-регионального компонента существует ряд не решенных проблем, все регионы РФ его включают в учебные планы общеобразовательных организаций.

Проанализировав, документы отдельных регионов на предмет реализации национально-регионального компонента, можно сказать о следующем. Во-первых, регионы с полисубъектным этническим составом максимально используют отведенное Государственным стандартом время (10-15%) на реализацию курсов по истории, культуре, литературе, географии своего региона (республика Адыгея — «Адыгейская литература, «Культура народов р.Адыгея»; в Башкорстане — интегрированный курс «История и культура Башкорстана» включивший в себя историю, культуру, географию; в Бурятии — «Бурятский язык и литература», «История Бурятии», «География Бурятии», «Бурятский фольклор», «Литература народов Севера», «Памятники древнемонгольской культуры» и др.).

Второй вариант реализации компонента в регионах с моноэтническим составом, использование резервных часов на изучение спецкурсов по основным предметам школьной программы, либо на углубленное изучение профильных предметов, с точечным изучение спецкурсов по истории или литературе своего региона (Ставропольский край — «Литературное краеведение» с 5-9 класс, и возможность изучения спецкурса по выбору в 10 классе — «История Ставрополья», Московская область — «Духовное краеведение Подмосковья» и «История Московской области» изучаются только в 8 классе).

Говоря о положительном опыте в реализации национально-регионального компонента, нельзя не отметить Краснодарский край. Здесь курсы «Кубановедение», «История и культура кубанского казачества», «История и современность кубанского казачества» являются обязательными для преподавания во всех общеобразовательных организациях края.

Если курс «Кубановедение» преподается в крае с 2005 года ( 1 — 11 класс), то «История и культура кубанского казачества» (1 — 4 класс) и «История и современность кубанского казачества» (5 — 11 класс) обязательными стали с января 2017 года. Кубановедение — это интегрированный курс, предполагающий детальное изучение учениками не только специфических исторических вех края; но и символику, и политику проводимую властями в основных направлениях жизнедеятельности; выдающихся людей Кубани; природу и географическое положение; специфику животного и растительного мира; хозяйственное освоение земель Краснодарского края; языковое разнообразие и верования народов населяющих эту территорию, материальную культуру и упоминание Кубани в исторических, литературных, художественных источниках.

Учащиеся получают огромнейший, а главное уникальнейший пласт знаний о той территории, на которой они живут, о коренных народах и народностях проживавших и проживающих рядом с ними, учатся сосуществовать в моноэтническом пространстве. Курсы, ставшие обязательными для изучения в этом учебном году, «История и культура кубанского казачества» и «История и современность кубанского казачества» реализуются в рамках возрождения казачьего образования в крае.

Программный материал в большей степени ориентирован на изучение истории формирования и развития кубанского казачества, основных исторических событий происходивших с участием кубанского казачества, его культуре, быте, религии. Можно сказать, что краснодарские школьники в полном объеме и разносторонне изучают материал в рамках национально-регионального компонента.

Безусловно, есть простор для дальнейшей деятельности по улучшению уже существующих программ: это тщательнейшая выверка тем и привязка её к историко-культурному стандарту; отход от циклического изучения тем; включение материала не только по изучению коренных национальностей, но и знакомство с изменениями национального состава края в миграционных процессах.

Острым остается вопрос и повышения квалификации учителей преподающих национально-региональный компонент, и отход от стереотипа, что данные курсы являются не обязательными, «вторичными». Подводя итог всему вышесказанному, национально-региональный компонент прочно вошел систему образования, о его важности и перспективности дискуссии давно прекращены.

Однако по-прежнему, не решенными остаются вопросы: 1. Отражения в нормативной базе РФ механизмов реализации национально-региональной и этнокультурной специфики образования. 2. Неподготовленности школьных учителей в полной мере реализовывать Р(НР)К ГОС. 3. Отсутствие качественных линий УМК с отражением Р(НР)К ГОС .

Надеемся, что в ближайшее время все спорные вопросы будут разрешены и школьники в регионах РФ будут в полной мере реализовывать свое право на полиэтническую образовательную среду.

Ю. Ю. Боцева,

специалист I категории отдела анализа и поддержки образовательного процесса

(861) 259-21-79

© 2015 KNMC.