17 апреля 2024 года прошел практический семинар для учителей ОПК, кубановедения и классов казачьей направленности по теме «Методические и практические аспекты преподавания предмета ОПК (ОРКСЭ, ОДНКНР) в урочной и внеурочной деятельности».
С приветственным словом и благословением участников семинара выступил отец Александр, протоирей, настоятель храма Рождества Христова.
В связи со спецификой преподавания ОПК изложение материала на уроке должно быть не только информативным, но и интересным, нестандартным, запоминающимся. Необходимо показать детям, что Православие современно, оно не статично, что русская культура не только выросла на корнях Православия, но и развивается вместе с ним.
Именно эту задачу помогает решить применение информационных технологий.
Н.В.Сидоренко, учитель СОШ № 84, в своем выступлении еще раз озвучила информацию о сайтах, методических материалах, пособиях и, соответственно, методах работы в этом направлении. Прежде всего, очень эффективным приемом является использование тематических презентаций, составленных учителем. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия не только из одной точки мира в другую (сравнить храмы, церковное искусство Греции, Византии, Руси и др.), но и путешествовать во времени (сравнивать церковное искусство различных эпох). Применение цвета, звука, видеотехники, графики позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности, способствует созданию зрительного образа, а значит, позволяет повысить степень усвоения изучаемого материала.
Учителем СОШ № 102 Е.В.Стекольниковой, участником муниципального конкурса «Учитель года города Краснодара – 2024» в номинации «Основы православной культуры» была представлена конкурсная разработка урока по теме «Храм». Елена Витальевна познакомила коллег с методом наглядного обучения, вносящего в методику преподавания разнообразие, способствующего повышению продуктивности учебного занятия, оказывающего положительное влияние на развитие наблюдательности, наглядно-образного мышления, зрительной памяти и внимания. Важное, чему должен научить педагог школьников, — умению вглядываться в детали, замечать подробности, подчеркивающие исторические реалии, которые проявляются в процессе рассматривания. Таким образом, важным методом работы с изобразительной наглядностью можно назвать рассказ учителя, что профессионально показала Елена Витальевна.
О.Н.Логачева, учитель МАОУ ЦО ДО «Перспектива», представила мастер-класс по теме «Интеграция музыки, истории, литературы, живописи на уроках ОПК на примере темы «Отечество земное и небесное» в виде фрагментов фильмов, музыкальных произведений, песен, иллюстраций картин и аннотаций к ним, касающихся с жизни и подвигов А.Невского, Д.Донского, С.Радонежского, А.Пересвета, А.Суворова, Ф.Ушакова, использовав музыку композиторов С.Прокофьева, М.Глинки и творчество художников П.Рыженко и И.Глазунова. Это даёт возможность познакомиться не только с выдающимися личностями нашего Отечества, но и с историей России.
Мастер-класс «Как христианство пришло на Русь», проведенный И.Г.Васиной, учителем СОШ № 83, показала значение главного события в истории нашей Родины. Ирина Георгиевна продемонстрировала методику формирования умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание, оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы.
Таким образом, мастер–класс – это особая форма учебного занятия, основанная на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.